Охота за впечатлениями: тактильные иконы и мастера, их создающие

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Женские руки тактильно осматривают белую рельефную модель. Это кирпичная стена с разноуровневыми башнями. Она лежит на наклонной черной поверхности. На женщине красные юбка и футболка, на безымянном пальце серебряное кольцо.

Колумнист «Особого взгляда» Лариса Овцынова рассказывает о тактильных иконах и о мастерах, которые занимаются их созданием.

Несколько лет назад я побывала в Дивеево и погрузилась в атмосферу этого удивительного места. Однако мы с моими незрячими спутниками столкнулись с неожиданной ситуацией. Нам сделали замечание из-за того, что мы прикасались к рамам икон или случайно касались их, когда прикладывались. А ведь возможность созерцать икону позволяет сосредоточиться на духовном и проникнуться атмосферой храма. У незрячего человека остается один путь созерцания — руками. Этот способ наиболее приближен к визуальному по качеству получаемой информации и ее эмоциональному воздействию.

Тактильные модели произведений живописи и графики часто можно встретить в музеях, но тактильные иконы пока не так популярны. Однако появились мастера, которые хотят и могут заниматься созданием тактильных моделей и копий икон. И все больше храмов включают их в свое внутреннее убранство.

Тактильная икона в музее

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочный зал. Та же женщина стоит спиной к нам у тактильного макета. Рядом с ней вполоборота стоят мужчины в повседневной одежде и масках, рассматривают рельефную модель. Стены помещения черные с белыми световыми вставками в виде силуэтов зданий.

С несколькими тактильными моделями мы познакомились в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим». Их авторы — Ольга и Михаил Шу. Выполнены они, как и все их работы, в технике высокого рельефа, то есть рельефное изображение возвышается над поверхностью основы достаточно высоко, что обеспечивает легкое и исчерпывающее тактильное восприятие.

Владимирская икона Божией Матери открывает нам, как бережно держит Богородица своего сына, как доверчиво он обнимает ее за шею и как нежно они прильнули друг к другу — щека к щеке. Таким образом незрячий человек может получить представления и о содержании изображения в целом, и о том, как выглядят на плоскости определенные позы, например, положение головы — в профиль или полупрофиль, как изображаются глаза, нос и так далее. Мы получаем информацию и об одеянии Богородицы: рассмотрев икону, узнаем, как выглядит мафорий — накидка, покрывающая ее голову и плечи. Кроме того, мы узнаем о канонах изображения Богоматери, в этом случае — об иконографическом типе «Умиление».

Следующее произведение, которое нам удалось посмотреть, — «Лабиринт духовный». В оригинале это большое и многофигурное изображение, поэтому модель пришлось упростить, исключив часть деталей. Это связано с размерами макета, он должен быть удобным для тактильного осмотра. Однако суть передать необходимо, что с точностью сделано в данном случае. В центре изображения мы видим круг жизни, в котором мужчина и женщина поднимаются по лестнице — от рождения к зрелости. Потом начинается спуск к старости. Этот круг жизни окружает запутанный лабиринт, выход из которого может быть разным. Много путей ведет вниз — это дороги в ад. Там поджидают демоны, которые загоняют попавших сюда в зубастую пасть жуткого монстра — это дьявол. А на фоне облаков вырисовываются башни райского города, где пришедших встречают Богородица, Иисус Христос и Иоанн Креститель. Как нам рассказал Михаил Шу, в модель не включили многие фигуры, иначе бы это затруднило восприятие композиции и понимание смысла произведения.

Но это не единственный возможный способ изготовления тактильных моделей сложных композиций. Одна центральная модель может схематично передавать смысл полотна в целом. К ней могут прилагаться несколько дополнительных моделей с фрагментами, наиболее трудными для тактильного восприятия из-за большого количества деталей. На общем полотне их пришлось бы изображать слишком мелкими и схематичными, они бы плохо читались руками, затрудняли понимание полотна в целом. Но такой способ моделирования нашими мастерами пока не опробован: он дорогостоящий, к тому же изготовление модели занимает больше времени.

Фото: рельефная копия картины «Портрет Барятинской с дочерью», художник Робер Лефевр.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Женские руки тактильно осматривают рельефную копию картины. Их направляют другие руки. На картине изображена княгиня Барятинская с трехлетней дочерью Ольгой. Они в блузах и расшитых сарафанах стоят у гранитной подставки с постаментом в виде звериной лапы.

В целом, основной способ изготовления макета, независимо от количества деталей и сложности композиции, это лепка из специального пластилина. Модель сначала лепится, а затем отливается из разных видов пластика. Для воссоздания мелких деталей может использоваться 3D-моделирование.

В музее мы познакомились и с изображением патриарха Никона, с чьим именем тесно связан Новоиерусалимский монастырь. «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» — полотно большое, больше двух метров в высоту. Модель тоже крупная, благодаря чему она очень удобна для тактильного восприятия. Однако ее размер не превышает того, который затруднил бы прочтение. Патриарх стоит на кафедре. Нам хорошо видны его черты, посох, крест и медальон на груди. Для изготовления их тактильного изображения были использованы настоящие цепочки, их убрали в конце. Об этом секрете нам тоже рассказал Михаил Шу.

В музее также представлены модели фасада Храма Гроба Господня в Иерусалиме и Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, это помогает понять их сходство и различие.

Вместе с нами тактильные модели осматривал Геннадий Карцев. Ранее он имел остаток зрения, позволяющий визуально воспринимать иконы. Сейчас у него такой возможности нет. Вот что он рассказал о своих впечатлениях: «Те иконы, которые я раньше видел, могу представить полностью и в красках, обследуя тактильные копии. Дополнительной информацией становятся детали, которых не мог рассмотреть глазами, а руками могу. Те, которых раньше не видел, все равно представляю визуально на основе рельефного изображения и тифлокомментария. Например, изображение Никона сразу вызывает ощущение напряжения, атмосфера там явно не молельная. Краски так и представлялись темными».

Тактильная икона в храме

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом рельефная копия Владимирской иконы Божией Матери. Богоматерь держит Младенца на руках, склоняет голову к Сы­ну. Он обнимает ее за шею, приль­нув к ней ще­кой к ще­ке.

Во время экскурсии у Геннадия Карцева возник вопрос, могут ли тактильные иконы принадлежать к духовному наследию и стать религиозным символом, могут ли они обладать той энергетикой, которая присуща визуальным образам. На него смогла ответить Виктория Зон — руководитель проекта «Увидеть икону». В 2015 году он был включен в программу «Пасхальный дар» правительства Москвы. А заработал проект в 2013 году при поддержке наместника Донского ставропигиального монастыря, владыки Парамона (Голубка), ныне епископа Наро-Фоминского.

Профессиональный художник Олег Зон изготовляет рельефные деревянные иконы, которые обретают жизнь в храмах, становятся частью их внутреннего убранства. Виктория рассказала, что такие иконы проходят чин освящения. Олег и Виктория уверены, что изготовление тактильных икон — это их служение: «Ты получаешь благословение на служение. И ты не можешь уже от него отступить, у тебя есть в этом потребность». Я поинтересовалась, надо ли получать благословение на изготовление каждой иконы, но оказалось, что это необязательно, хотя и не исключается.

Традиция резного изображения ликов святых восходит ко времени зарождения христианства. В те времена для видящих людей восприятие такого изображения было естественным. Позже традиция изменилась, но и сейчас люди могут оценить красоту резного изображения и почувствовать теплоту дерева. К слову сказать, визуальные образы ведь тоже писались на дереве. К тому же иконы Олега выполнены в цвете. Все это может объединить зрячих и незрячих людей в восприятии тактильной (резной) иконы.

Первая передача резных икон в рамках проекта «Увидеть икону» состоялась в 2014 году. Владыка Парамон передал их в приход храма Казанской Иконы Божией Матери в селе Пучково в Новой Москве. Прихожанами храма являются постояльцы «Дома Слепоглухих». Им передали Донскую икону Божией Матери и образ преподобного Сергия Радонежского. Кроме того, прошла выставка работ и благотворительный аукцион. Событие посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он высоко оценил начинание и благословил отправку работ в епархии на территории России. Сейчас тактильные иконы имеются в 25 храмах и в двух музеях — Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева и Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. Тактильные иконы отправились в храмы в самые разные уголки нашей страны — от Новосибирска до Керчи.

Виктория рассказывает: «Цель проекта — показать, что традиционное изображение может быть исполнено в другой технике, которая позволяет увидеть лики святых посредством другого созерцания — руками». Она отмечает, что только при тактильном восприятии некоторые образы и понятия, известные лишь по описанию, обретают истинное значение. «Одна девушка долго рассматривала икону князя Владимира. Потом рассказала, что только сейчас поняла, что такое нимб», — рассказывает она.

Тактильная икона от народного мастера

Остановимся еще в одной точке, в которой обретают жизнь тактильные иконы. Это Оренбург. Здесь живет мастер Евгений Захаров. Его творческая судьба необычна.

Работает Евгений автослесарем. Есть высшее образование, но экономическое. Однако к искусству и творчеству он тянулся с детства. Шесть лет занимался дизайном в центре дополнительного образования, с 15 лет работал под руководством опытного резчика по дереву, посещал иконописную мастерскую. Однажды вырезал икону для мамы Веры Захаровой, руководителя благотворительной организации «Помогая другим — помогаешь себе». Ее посмотрела незрячая девушка, отметила, что было понятно, а что — не очень. Евгения это заинтересовало. Теперь он изучает самостоятельно особенности тактильных изображений, получая обратную связь от незрячих людей.

«Уже знаю, что нельзя перегружать тактильное изображение деталями, нужно четко расставлять тактильные акценты. Рельеф нужен высокий, так называемый полуобъем, а не контурный как для орнамента», — делится Евгений своими находками. Сейчас он вырезает икону для американской незрячей девушки Лорел. Она часто бывает в России, учит русский язык, старается заниматься благотворительностью — она организовала на родине фонд помощи незрячим людям.

Тактильная икона нужна разным людям: незрячим с рождения, потерявшим зрение во взрослом возрасте, слабовидящим и даже полностью зрячим людям. Каждый получает от их созерцания что-то свое. Пути мастеров к тактильной иконе тоже разные, но главное, что они занимаются этим нужным и важным делом.