Метро в темноте: удобно ли незрячему человеку передвигаться по московской подземке

Тифлокомментарий: цветная фотография. На крыше вестибюля станции московского метро установлен его логотип. Большая красная буква М возвышается на подставке, похожей на рогатку или руль велосипеда. Автор: Павел Леонов

Незрячие и слабовидящие люди активно пользуются метро: кто-то обращается к услугам Центра обеспечения мобильности пассажиров, другие едут самостоятельно. Как же сориентироваться среди станций? Как сделать свою поездку комфортной и при этом не зависеть от других людей? Удобно ли ездить самостоятельно или все же незрячему и слабовидящему пассажиру необходима помощь? Корреспондент портала Павел Леонов и его собеседники обсудили доступность московского метро и постарались ответить на каждый из поставленных вопросов.

Я активный пользователь метро и любитель общественного транспорта. В первый раз я самостоятельно переступил порог метро в 17 лет, и уже почти 20 лет уверенно по нему передвигаюсь, как и по всему московскому транспорту. Все это время навигация активно менялась, строились новые станции и линии, но главный ориентир незрячего пассажира остался при этом неизменным — объявления станций в вагонах.

При движении поезда в центр станции объявляются мужским голосом, из центра — женским. На кольцевых линиях, которых с недавних пор стало две, станции объявляются по принципу устройства кольца: внутреннее кольцо — мужской голос, внешнее — женский.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Вестибюль станции метро «Арбатская». Под полукруглым сводом белоснежной арки, украшенной лепниной, расположены два эскалатора. На одном из них мужские фигуры. Над эскалаторами висит световой указатель со списком станций.

Годы идут, система навигации улучшается, при этом в метро стали задумываться и о незрячих пассажирах. Появилась служба Центра обеспечения мобильности пассажиров, напольная навигация с крупными надписями, а последние пару лет активно идет установка звуковых маячков над входом в метро. И речь здесь идет не о входе в подземный переход, откуда потом мы попадаем в метро, а именно о входе в вестибюль, как подземный, так и наземный.

Московское метро. Вход на станции «Театральная» и «Площадь Революции». Звуковой маячок на входе для незрячих людей.


Автор фото: Элина Штанько.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ярко-освещенный подземный переход к станции метро «Хорошевская». Соответствующие световые указатели расположены на цветной мраморной стене, между металлическими дверями технических помещений. На полу лежит тактильная плитка с рельефной поверхностью.

Удобно так передвигаться или нет, решать вам. Сам я активный слабовидящий, которого сложно назвать таковым, поскольку бегаю быстро и чаще всего без трости. Это может удивить, но одна из героинь этого материала пострадала от активного пассажиропотока и лишилась трости, которую потом пришлось срочно покупать. Мой главный козырь в ориентировке — это память. Достаточно поблуждать немного и затем запомнить маршрут, и я буду легко ориентироваться. Да, у меня есть остаток зрения, он помогает даже читать номера выходов или входов, названия станций или любую другую сопутствующую информацию.

Но у меня есть и свой способ ориентировки. Нужно не только видеть, но и действовать на ощупь: запоминать количество колонн на станциях, скамейки или даже ограничивающие решетки. Но это я и мой опыт, а как же ориентируются другие незрячие и слабовидящие пассажиры?

В материале представлен опыт пяти активных незрячих пассажиров: Егора Кудрявцева, Александра Яшина, Марии Ушаковой, Юлии Пашковой и Любови Кубанковой. Предлагаю их комментарии.

Егор Кудрявцев: «Если я хожу самостоятельно, то иду по памяти. Я лично почти не вижу, но мне достаточно моего зрения, чтобы по памяти выйти, куда мне нужно. Если я нахожусь в незнакомом месте, то спрашиваю у людей дорогу. В любой непонятной ситуации — трость в помощь».

При этом Егор добавляет, что никогда не слышал о звуковых маячках на входе в метро, которые активно сейчас устанавливаются, и даже не знает, смог ли он на них сориентироваться. Он также активно пользуется услугами ЦОМП, но по возможности ездит сам.

Александр Яшин — лингвист, парфюмер, собиратель народных песен, много путешествует и живет на два города — в Москве и Новосибирске. Сейчас он чаще бывает в Новосибирске, поэтому поделился своим опытом передвижения именно по этому городу:

«У нас в Новосибирске так просто незрячему человеку в метро не попасть. У нас оно небольшое, и тебе обязательно нужно иметь сопровождение: либо ты едешь с кем-то, либо в метро тебе выделяют сотрудника, который довозит тебя до нужной станции. Такая забота вызвана случаями падения незрячих людей на рельсы. Местная библиотека для слепых совместно с городской организацией ВОС решила обучить метрополитен правилам помощи незрячим пассажирам».

В столичном метро Александр ориентируется на слух — на звук поезда, например.

«Пользуюсь исключительно тростью и, если что, спрошу людей. Но при этом я запоминаю лестницы и другие ориентиры», — добавил он.

При этом Александр затронул тему собак-проводников: он с уважением относится к людям, которые ходят с собаками-проводниками в большом городе и понимает их выбор, но все же его не разделяет.

«Я человек, который помогает себе исключительно тростью. Собака нужна, на мой взгляд, в маленьком городе, а в большом — если ты планируешь активно развиваться, собака будет только мешать», — пояснил он.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На платформе станции метро, полубоком к нам, стоит хрупкая девушка в повседневной одежде со светлыми волосами до плеч. В руках блондинка держит смартфон, на ее голове массивные черные наушники. Прямо перед девушкой, мимо платформы, движется поезд.

А вот Юлия Пашкова, соруководитель клуба владельцев собак-проводников Москвы и Московской области «Мудрый пес», не может представить жизнь и прогулки по городу без лабрадора Миры. Юлия передвигается по московской подземке как со службой сопровождения, так и без нее. Она начала терять зрение в сознательном возрасте, поэтому ориентиры и память помогают ей в передвижении.

«Сейчас я передвигаюсь самостоятельно по метро только по знакомым маршрутам. По незнакомым местам — со службой. Но если я еду, то всегда двигаюсь по памяти, наоборот, стараюсь посмотреть наверх, а не опускать голову, на перроне иду строго по ограничительной линии, которую можно нащупать тростью. А если уж случается, что мне нужна помощь, то попрошу людей», — сказала Юлия.

И здесь у нее есть подспорье: собака-проводник, на которую и так многие обращают внимание и хотят погладить. По словам Юлии, люди охотно помогают, хотя привлекать внимание порой приходится весьма экстренно и без долгих предисловий.

Юлия и ее команда программы «Действуй без барьеров!» «Двое в метро, не считая собаки» работала с Центром обеспечения мобильности пассажиров и знает эту кухню изнутри. «Инспекторов службы меньше, чем желающих, это правда», — сказала она, когда я затронул вопрос нужности и важности службы и о ее целевой аудитории.

Юлия продолжила: «Мало, кто знает, что службу можно не гонять на весь маршрут. Если тебе необходимо просто перейти с одной линии на другую, а переход тебе труден, ты можешь вызвать инспектора именно на этот участок. Просто почти никто этим не пользуется. И потом можно делать так, как делаю я: попросить инспектора с тобой проехать по новому маршруту два, три раза, чтобы его выучить, а потом ездить самому. Я так делала, чтобы выучить маршрут и для Миры. Мы останавливались на некоторых местах, чтобы закрепить успех лакомством и двигались дальше. Эти небольшие лайфхаки помогут гибче взаимодействовать со службой, а поездка будет самостоятельной».

Именно так Юлия и передвигается, при этом, несмотря на остаток зрения, не пользуется навигацией: номерами выходов или напольной подсказкой. Чего нельзя сказать о Любови Кубанковой, молодой маме, которая ездит на метро исключительно самостоятельно. Как слабовидящая, она активно использует подсказки.

«Ориентируюсь я как раз на остатки своего зрения. В этом мне помогают тактильная плитка, которой в метро не так много, круглые указатели в цвет линии и стрелочки, довольно крупные, которые я вижу, надписи на входе, где красным обозначается, что нет входа или выхода, а белым — что можно проходить. Еще очень помогает подсветка на эскалаторах, которая стала появляться на новых, потому что не всегда понятно, какой эскалатор идет вверх или вниз. Для этого нужно приглядываться. Иногда видно номера выходов, но если мне очень нужно сориентироваться именно по номеру, я сканирую указатель через телефон», — рассказала она.

Автор фото: Элина Штанько.

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Пересадочный узел на станции метро «Тверская». Поток людей устремляется к эскалатору на спуск, над которым висит световой указатель «Пушкинская» со стрелкой вниз. На подходе к эскалатору симметрично расположены два напольных указателя: «Пушкинская» и «Чеховская».

К данному комментарию, особенно к указателям на полу, хочется предоставить фото, из которого видно, как это работает, при этом с небольшими недочетами и путаницей. Пересадочный узел на «Тверской», указатель на «Чеховскую», а стрелка будто ведет к эскалатору на «Пушкинскую». И не сразу видно, что по логике разработчиков эскалатор нужно обойти.

«У меня плохо с восприятием звуковых маячков. У нас рядом метро „Лухмановская“, и я слышала такую штуку, но не воспринимала, как подсказку. Я быстрее пойму, что тут двери, сориентируюсь на белое или красное, на свет из дверей — и пойму, что здесь вестибюль. Наверное, незрячим такой звук удобен, а для меня это лишний городской шум», — добавила Любовь.

На маячки не обращала внимания и Мария Ушакова. Более того, она не знала об их существовании до моего вопроса.

«Я вообще ориентируюсь также на зрение и пользуюсь ограничительными линиями, понятием „Из вагона направо/налево“. Но сейчас есть много станций, где посередине расположены лестницы, проход по платформе сужается. Так, например, на „Проспекте Вернадского“ или на „Севастопольской“. Идти в этих местах очень страшно. Указатели пока еще вижу, но пользуюсь приложением, чтобы прочесть, куда ведет выход. Сама система номеров, на мой взгляд, некорректна, потому что эти номера надо знать, а они висят неудобно, легче по старинке: первый вагон, последний вагон. Когда видела лучше, примерно года два назад, еще неплохо ориентировалась по напольной навигации, но сейчас уже тяжело».

Мария теряет зрение, поэтому мы обсудили и службу сопровождения.

«Безусловно, эта опция полезна всем, у нее есть классный плюс: научиться ходить по маршруту. Вызвал инспектора на два-три раза, и дорога запомнилась. Но есть и минус: необходимо знать заранее маршрут своего передвижения, не всегда ты об этом четко можешь знать, а инспектор приезжает четко ко времени», — сказала Мария.

У каждого из моих героев есть что-то общее в ориентировке, а что-то — свое, и это с легкостью может взять себе на заметку. Система навигации в метро пока не совершенная, даже пассажирам без нарушения зрения местами неудобно, а что говорить о незрячих людях? Но если собрать такие лайфхаки и добавить свои, то передвижение по метро станет точно удобнее.