«Это шанс начать новую жизнь»: интервью с создателем проекта «Говорящий город»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На голубом фоне с белой схематично изображенной звуковой дорожкой две фотографии в белых рамках. На левой - козырек автобусной остановки с радиотрансивером - небольшим белым коробом прямоугольной формы. За остановкой возвышается колокольня собора. На правой фотографии женщина с белой тростью в руках подходит к открытым дверям автобуса номер 17. У нее волнистые темные волосы, одета в коричневую куртку и серые брюки, на плече коричневая сумка с черным ремешком. У входных дверей автобуса и у бордюра на асфальте тактильная разметка желтого цвета.

С 2009 года в Санкт-Петербурге реализуется проект «Говорящий город» — радио- и звуковая система, позволяющая людям с инвалидностью по зрению более комфортно передвигаться по городу, самостоятельно пользоваться общественным транспортом, посещать социальные, культурно-массовые и другие учреждения. Также система может быть полезна для горожан на инвалидных колясках. Автор портала «Особый взгляд» встретился с создателем проекта — бывшим офицером Северного флота, изобретателем, генеральным директором группы компаний «Спецтехноприбор» и вице-президентом Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Леонидом Ароновым — и побеседовал с ним о проекте, ставшем делом его жизни.

— Леонид Львович, расскажите о главных целях проекта «Говорящий город».

— «Говорящий город» — это не просто акустическая система, помогающая сделать жизнь людей с инвалидностью по зрению более удобной и комфортной. За этим проектом стоит целая философия. К сожалению, современный уровень развития медицинской науки не позволяет полностью победить слепоту, вернуть всем людям зрение. Уверен, что когда-нибудь человечество решит эту задачу. Но уже сейчас мы можем существенно повысить уровень мобильности незрячих и слабовидящих людей, дать им возможность передвигаться по городу без посторонней помощи...

Как известно, уровень мобильности среди россиян с инвалидностью по зрению очень различается. Некоторые из них ведут активный образ жизни, но есть и немало сограждан, которые не рискуют выйти из дома без сопровождения. Немало незрячих и слабовидящих россиян передвигаются по родному городу только по знакомым маршрутам. И число этих маршрутов ограничено. Проект «Говорящий город» предоставляет возможность существенно расширить географию поездок.

Повышение уровня мобильности (при всей важности этой задачи!) — это не самоцель. Самое главное — это создание благоприятной городской среды, повышение качества жизни людей. «Говорящий город» — это шанс начать новую жизнь. Когда пользователи системы говорят мне, что они не выходят из дома без абонентского устройства, это самая большая награда.

На фото: Леонид Аронов

Тифлокомментарий: на голубом фоне цветная фотография в белой рамке. Погрудный портрет мужчины. У него короткие седые волосы, густые брови, усы, глубоко посаженные глаза, широкий нос. Это Леонид Аронов. Он улыбается. На нем белая рубашка в черную полоску.

— Каким образом происходит реализация программы?

— Речь идет о частно-государственно-общественном партнерстве. Чтобы реализовать этот проект, объединились частный бизнес в лице группы компаний «Спецтехноприбор» и ряда других частных фирм, государственные структуры (региональные и местные органы власти) и общественные организации. Среди общественных организаций ведущую роль взяло на себя Всероссийское общество слепых (ВОС).

— Расскажите, пожалуйста, о технической части проекта.

— Сначала хотел бы остановиться на использовании незрячими и слабовидящими людьми общественного транспорта. Чтобы воспользоваться системой, необходимо иметь специальное абонентское устройство, напоминающее телефон. Это устройство человек с инвалидностью может купить или получить бесплатно в рамках благотворительных программ. Во всяком случае, так было до недавнего времени.

С конца прошлого года мы начали внедрение оборудования третьего поколения. Этот процесс должен быть завершен до конца 2020 года. Системой «Говорящий город» можно будет пользоваться, скачав бесплатное программное обеспечение на любой современный смартфон. Впрочем, возможность использовать абонентские устройства тоже сохранится, т.к. многие пользователи к ним уже привыкли и не хотят переходить на смартфоны, а многие, особенно пожилые, люди смартфонами вообще не пользуются.

Итак, незрячий или слабовидящий человек подошел к автобусной, троллейбусной или трамвайной остановке. Если эта остановка оборудована радиотрансивером, то пользователь получит на свое абонентское устройство или смартфон всю необходимую информацию о том, какие транспортные средства здесь останавливаются, когда можно ожидать ближайшего автобуса, троллейбуса или трамвая с соответствующим номером.

Тифлокомментарий: на голубом фоне цветной плакат «Оборудование на остановке». На козырьке автобусной остановки в центре плаката нарисована красная точка с радиоволнами. От точки идут две выноски — синие линии с кругами, в которых обозначены увеличенные детали изображения: звуковой маяк и радиотрансивер. Рядом нарисован мужчина на пешеходном переходе в темных очках и с белой тростью. Красной линией показано, что он стоит в 15 метрах от остановки. В нагрудном кармане мужчины черный прямоугольник с красной точкой и радиоволнами. В красной выноске показано, что там лежит устройство пользователя — смартфон или специальное абонентское устройство. На экране примеры сообщений: «Автобусная остановка «Гостиница Москва», «Автобусы 105, 110 в сторону ж/д вокзала», «Автобус 105 прибудет в 17:20, М-16 в 17:30».

Например, незрячий человек в Санкт-Петербурге подходит к троллейбусной остановке, расположенной рядом с метро «Ленинский проспект». Ему нужно воспользоваться троллейбусом № 45. Система «Говорящий город» сразу же проинформирует его, когда именно подойдет необходимый троллейбус.

— Это уже происходит? Или вы говорите о планах?

— Такая возможность уже реализована, например, в Санкт-Петербурге на некоторых остановках трамваев. К сожалению, сегодня в большинстве случаев мы не можем проинформировать пользователя о предполагаемом времени ожидания транспортного средства, так как оборудовано слишком мало остановок. Это вопрос ближайшего будущего. Зато, находясь на остановке, пользователь получает постоянную информацию о транспортных средствах, которые к этой остановке подходят.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области радиотрансиверами системы «Говорящий город» оснащены более двух тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев. Троллейбусы и трамваи в Северной столице на 95% оборудованы системой. Ситуация с автобусами «Пассажиравтотранса» не столь благоприятна. Здесь мы пока достигли только 30% охвата.

— Какова ситуация с коммерческим автотранспортом?

— Пока в коммерческом секторе есть только единичные случаи внедрения системы. Но с муниципальным автотранспортом дело продвигается. «Говорящий город» стали использовать на муниципальных автобусах в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Армавире, Ейске, Геленджике, Сочи, Кропоткине, Новороссийске, Улан-Удэ. Сейчас ведутся переговоры с рядом других городов.

В любом случае, если автобус оборудован соответствующим устройством, то человек автоматически получит информацию о его приближении к остановке и направлении движения. Но это еще не все: «Говорящий город» помогает незрячему человеку войти в транспортное средство.

— Как это происходит?

— Абонент, нажав на кнопку, активирует пульт в кабине у водителя. Таким образом, водитель видит, что в его автобус хочет войти незрячий человек. Никаких особых действий водителю предпринимать не нужно. От него требуется только проявить внимание и проследить, чтобы посадка прошла благополучно.

Заявив о своем желании войти в автобус, пользователь автоматически активирует звуковой маяк над одной из дверей транспортного средства. Именно этот звуковой маяк помогает войти в автобус, троллейбус или трамвай быстро, самостоятельно и комфортно. Кроме того, имеется возможность, нажав кнопку еще раз, продлить действие звукового маяка, если человек не успел совершить посадку.

Кстати, система организована таким образом, что водитель всегда четко знает, кто именно собирается в данный момент войти в его транспортное средство: человек с проблемами со зрением или владелец инвалидной коляски. Дело в том, что эти две группы пользователей получают абонентские устройства с разным программным обеспечением, и эта информация отражается на пульте в водительской кабине.

Также «Говорящий город» помогает на регулируемых пешеходных переходах, где установлены звуковые светофоры. Например, в вечернее и ночное время звуковые сигналы отключаются, чтобы не беспокоить местных жителей. Но пользователь нашей системы может их активировать с помощью своего абонентского устройства. Таким образом, обеспечивается безопасный переход через проезжую часть.

Тифлокомментарий: на голубом фоне цветной плакат «Оборудование на регулируемом пешеходном переходе». С обеих сторон пешеходного перехода стоят светофоры с горящим зеленым, на них нарисованы красные точки с радиоволнами. В синих выносках показано, что на них крепятся устройства дублирования сигналов светофора. Рядом с пешеходным переходом нарисован тот же мужчина в темных очках. На экране устройства пользователя примеры сообщений: «Переход улицы Мира разрешен», «Заканчивайте переход», «Светофор временно отключен. Будьте осторожны!»

— При внедрении системы вы столкнулись с какими-либо проблемами?

— Существует человеческий фактор. В настоящее время водителям в начале каждого маршрута необходимо вручную внести в пульт «Говорящего города» номер маршрута и направление движения. Вроде бы это несложно, но некоторые водители забывают это сделать или игнорируют свои обязанности.

— Что происходит в этом случае?

— Тогда система дает сбой. Пользователь получает неверную информацию о маршруте или направлении движения. Он может оказаться в неправильном транспортном средстве, испытать стрессовую ситуацию.

— Как вы боретесь с такими проблемами?

— Наша компания вместе с комитетом по транспорту, комитетом по социальной политике правительства Санкт-Петербурга и другими структурами отслеживает все жалобы. Также происходит и в других регионах.

При установке оборудования третьего поколения эта проблема будет полностью решена. Теперь мы устанавливаем специальное оборудование не только в самих транспортных средствах, но и на транспортных базах (автобусных, трамвайных и троллейбусных парках). Это позволит автоматически обновлять информацию о номере маршрута. Автобус, троллейбус или трамвай будут выезжать из парка — и автоматически информация о номере маршрута будет передаваться на борт. А в конечной точке маршрута встроенный в оборудование третьего поколения модуль ГЛОНАСС/GPS помогает автоматически ввести новое направление движения. Таким образом, человеческий фактор будет практически полностью исключен из работы системы.

— Система применяется не только на транспорте, но и на многих стационарных объектах...

— Нашей системой оборудованы здания, где размещаются органы государственной власти и местного самоуправления, а также вокзалы, станции метро, поликлиники, аптеки, больницы, школы, вузы, театры, музеи и т.д.

«Говорящий город» позволяет получить информацию об организации, которая находится поблизости. Например, человек хочет войти в поликлинику. Он активирует звуковой маячок и входит в здание. Но это еще не все. Находясь в здании, пользователь получает много другой полезной информации, например, о расположении кабинетов, количестве ступенек на лестницах и т.д.

Также происходит и на вокзалах. «Говорящий город» не только помогает войти в здание вокзала, но также изучить его, найти камеру хранения, газетный киоск, туалет, выход на перрон и т.д. Для этого используется достаточно много единиц оборудования, которые ведут человека внутри здания.

Тифлокомментарий: на голубом фоне цветной информационный плакат «Оборудование на входе». Слева цветная фотография — вход в здание из красного кирпича. На белом козырьке установлен радиотрансивер. Над железной входной дверью и слева от нее установлены белые устройства. В синих выносках показано, что над дверью крепится «Звуковой маяк 1», а сбоку при необходимости «Звуковой маяк 2». Справа схематично изображен тот же мужчина. На экране устройства примеры сообщений: «Приморский Культурный центр. Богатырский проспект, 36», «Перед входом лестница, 5 ступеней, площадка 2 метра, пост охраны справа после входа».

— Каким образом происходит финансирование проекта?

— Для покупки оборудования для муниципального транспорта и стационарных объектов, находящихся в ведении федеральных, региональных и местных органов власти, используются соответствующие бюджетные средства в рамках государственной программы «Доступная среда».

Покупка оборудования для частных объектов, в частности, торговых центров, магазинов, развлекательных учреждений, предприятий общественного питания и сферы услуг происходит за счет их владельцев.

— По их доброй воле?

— Да. Пока речь идет о доброй воле. И я очень благодарен за это коллегам и друзьям по предпринимательскому сообществу.

— Может ли незрячий человек бесплатно получить абонентское устройство «Говорящего города»?

— На сегодняшний день получить бесплатно абонентские устройства могут только жители Краснодарского края, где это оборудование включено в региональный список технических средств реабилитации.

— Как обстоят дела в Санкт-Петербурге?

— В Северной столице внедрение программы идет наиболее активно. Но, к сожалению, за счет бюджетных средств получить абонентское устройство пока нельзя. Наша компания всегда продавала абонентские устройства ниже их себестоимости. Кроме того, часть оборудования распространяется бесплатно за счет средств благотворительных организаций.

В настоящее время стоимость абонентского устройства составляет менее 8 000 рублей. Если кто-либо из незрячих или слабовидящих посетителей портала «Особый взгляд» хотел бы стать пользователем системы, но из-за трудных жизненных обстоятельств не может позволить себе потратить эту сумму, то мы постараемся решить этот вопрос.

— Почему в Краснодарском крае люди могут бесплатно получить абонентские устройства, а в Санкт-Петербурге, где внедрение системы идет наиболее активно, это невозможно?

— По сути, это обычное бюрократическое недоразумение. В Краснодарском крае абонентские устройства «Говорящего города» были включены в бесплатный список технических средств реабилитации из-за активной позиции региональной организации Всероссийского общества слепых. И чиновники к ней прислушались. В Санкт-Петербурге региональная организации ВОС тоже всегда поддерживала и поддерживает наш проект и способствует его реализации. Но возникли бюрократические проволочки, и абонентские устройства не попали в бесплатный список. Очень надеюсь, что этот вопрос будет решен в ближайшем будущем.

— Сколько людей в России пользуются вашей системой?

— В Санкт-Петербурге около 400 человек, всего по стране около тысячи.

— Почему цифры такие скромные?

— Наша главная задача в последние годы состояла в том, чтобы отладить систему, обеспечить качественный сервис для пользователей. Мы не гнались за красивыми цифрами. Зато на сегодняшний день пользователи «Говорящего города» — это боевая команда, члены неформального клуба. Это незрячие и слабовидящие люди с активной жизненной позицией и высоким уровнем мобильности.

Именно благодаря общественной активности пользователей происходит продвижение и развитие проекта. Люди тратят свое свободное время на рассылку писем в различные государственные инстанции и коммерческие структуры, чтобы оборудование было установлено на том или другом объекте. Без этой поддержки проект просто не мог бы развиваться!

Тифлокомментарий: цветная фотография. На черной панели прикреплено небольшое серое устройство прямоугольной формы с узким экраном. Над экраном черная надпись: «Система „Говорящий город“. Пульт водителя». На экране надпись: «Внимание! Садится колясочник!» Под экраном две кнопки со стрелками «влево» и «вверх». Между ними желтая лампочка.

— Как у вас появилась идея «Говорящего города»?

— Нам (в группу компаний «Спецтехноприбор» — прим. ред.) поступил заказ на разработку программного обеспечения для звуковых светофоров. Когда шла работа над этим проектом, то пришло понимание того, что необходимо модернизировать всю систему доступной среды в городе. Так возник «Говорящий город».

— Вы пробовали внедрять эту систему за рубежом?

— Мы представляли этот проект на международных выставках, посвященных реабилитационному оборудованию и техническим системам. Были беседы с представителями зарубежных обществ инвалидов по зрению. В частности, в Германии и Финляндии. Но, к сожалению, дальше общих разговоров дело не пошло. За рубежом внедрение новых технологий тоже связано с большими бюрократическими проволочками, особенно если необходимо участие государственных и муниципальных структур.

Очевидно, что «Говорящий город» не может быть внедрен только силами бизнес-сообщества. Здесь необходимы совместные усилия бизнеса, государства и общественности. В России в определенной мере у нас это получилось. Но работы впереди еще очень много.

— Каким вы видите будущее проекта?

— Конечно, хотелось бы, чтобы проект развивался быстрее, чтобы «Говорящий город» охватил весь муниципальный транспорт, а в перспективе и коммерческий, а также тысячи и десятки тысяч новых стационарных объектов во всех регионах нашей страны. Сейчас развитие идет медленнее, чем хотелось бы, но работа продолжается. Внедрение «Говорящего города» в других регионах России было бы невозможно без успешного опыта Санкт-Петербурга.