Охота за впечатлениями: каким будет музей будущего

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На приглушенном розовом фоне с белыми витиеватыми линиями, похожими на рукописные буквы, — фрагмент картины Александра Савинова «Портрет Надежды Неслуховской». Утонченная девушка в белой многослойной накидке сидит вполоборота, подперев рукой щеку, с задумчивым видом смотрит в сторону. Ее русые локоны перетянуты красной лентой, несколько прядей обрамляют узкое нарумяненное лицо.
Незрячая колумнистка портала «Особый взгляд» Лариса Овцынова рассказывает о том, как устроены перфомативные прогулки по выставкам — на примере выставки саратовского художника Александра Савинова «Миражи», которая проходила в Музее русского импрессионизма.

Представьте: придя в музей, вы обнаружили, что сопровождать по выставке вас будет незрячий экскурсовод. Он предлагает подключить к восприятию картин ощущения собственного тела, повторить разные образы — в том числе написанные художником. При этом можно двигаться, садиться или даже ложиться на пол. Именно такой опыт предлагали испытать на перформативной прогулке «Стихия — тело» по выставке саратовского художника Александра Савинова «Миражи» в Музее русского импрессионизма. Авторами стали незрячая междисциплинарная художница Татьяна Власенко и сотрудница инклюзивного отдела музея, экскурсовод, тифлокомментатор Елена Шарова.

Перед посещением прогулки я ощущала любопытство и предвкушение чего-то нового.

Экскурсионная часть новшеств не несла: рассказ о художнике, его картинах, тифлокомментарии, тифломодели — значение такой информации и эмоций, которые вызывает мир творчества, не переоценить, но это классика музейного дела. А что же со стихией тела?

Сначала мы с другими участниками просто попытались почувствовать собственное тело. В повседневной жизни, погружаясь в мысли, часто про него забываем. А как оно себя чувствует? Какие ощущения рождаются от соприкосновением с одеждой, с окружающим воздухом?

Затем, путешествуя по выставке, мы старались ассоциировать свои телесные ощущения с теми, которые, возможно, испытывали герои картин Александра Савинова, и говорили о чувствах, рождаемых этими ощущениями.

Группа погружалась, например, в стихию великой Волги, которую любил и часто писал художник. У каждого возникал свой образ: кто-то представлял себя каплей, кто-то — волной, а кто-то — водорослью. Затем всех охватывала стихия ночи, а над головой в густых ветвях сверкали глаза насупленного филина. В следующий момент участников подхватывала стихия легкости и воздушности — такие ощущения возникают при взгляде на купальщиц в апельсиновой и оливковой роще.

Прогулка по выставке стала подготовкой к тому моменту, когда мы сами попытались стать художниками, располагая одним, но всеобъемлющим инструментом — собственным телом. Татьяна опытной рукой направляла наши художества. Мы изображали снеговика, снежинку, новогоднее дерево, золото, кота. У всех образы получились разными. Мне больше всего запомнился снеговик в позе воителя и денежное дерево в качестве новогоднего.

Потом, когда все раскрепостились, пришло время для настоящей живой картины, причем той, которой не было на выставке. Елена зачитала описание работы Александра Савинова, хранящейся в Русском музее. Даже там ее, однако, пока нельзя увидеть: произведение, за которое автор был награжден поездкой в Италию, сейчас на реставрации.

Картина масштабна и многопланова, с большим количеством персонажей, действие происходит на берегу Волги и в воде.

На фото — фрагмент картины «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще» Александра Савинова «Миражи».

Тифлокомментарий: фрагмент картины Александра Савинова «Купальщицы в апельсиновой и оливковой роще». Девушка с белом шелковом платье на бретелях и зеленой парчовой накидке ведет за поводья ослика вдоль кустов цветущих роз. Образ девушки утончен и элегантен, волосы собраны в низкий пучок, накидка приспущена до локтей, обнажая покатые плечи и подчеркивая соблазнительную фигуру. Над ними раскинулись ветви оливковых и цитрусовых деревьев со спелыми плодами. Другие купальщицы изображены как призрачные силуэты. Они будто сливаются или растворяются в ажуре пестрой листвы и цветов.

Вот какими впечатлениями поделились участники сразу после окончания сеанса телесной живописи.

Илья, экономист: «Это был мой первый подобный опыт. Я, конечно, не полностью раскрепостился, но это может стать началом погружения в стихию тела. А Волгу жалко. Ее прежней ведь больше нет».

Никита, социолог: «Я сначала думал, что постою в сторонке и посмотрю, но очень быстро втянулся в действие. Мне очень понравилось, особенно финал. Эмоционально мощно вовлекает. Чувствуешь особую близость с картиной, когда воспринимаешь ее практически всем телом. Ощущаешь себя участником событий, как будто ты модель, с которой художник рисовал».

Надежда Василенко, специалист в области информационных технологий: «Прекрасные модели, содержательный тифлокомментарий. В соединении с двигательной практикой это дает потрясающий эффект. Далеко не в каждом музее возможно такое».

Немного позже я пообщалась с Татьяной Власенко — художницей, сотворившей маленькое чудо. Таня относит себя к междисциплинарным артистам. В первую очередь я попросила пояснить это понятие.

«Сначала надо сказать о понятии “современный художник”. Сейчас границы определений размываются. Рисовать можно не только красками, но и звуками, запахами, светом, а также собственным телом, тканями, металлом. Список можно продолжать. Все эти виды творчества переплетаются, вступают во взаимодействие, образуя единую композицию. Моими инструментами как художника стали человеческое тело и ароматы. Я являюсь парфюмерным стилистом, создаю перформансы на основе телесных практик и ольфакторной науки, то есть науки об ароматах. С Еленой Шаровой мы разработали телесноориентированную прогулку по выставке Александра Савинова. С сотрудницей Новой Третьяковки Марией Галкиной у нас проходит ольфакторная прогулка “Мне нужно только искусство” по выставке Игоря Гробаря», — поделилась Татьяна.

Фрагмент картины Савинова «Девушка и парус»

Тифлокомментарий: фрагмент картины Александра Савинова «Девушка и парус». Солнечный весенний день. Девушка в светлой пестрой накидке стоит у деревянного забора под веткой цветущего дерева, смотрит на серебристо-голубую реку и белый парусник. Он мирно покачивается у песчаного берега. Девушка стоит к нам спиной, ее темные густые волосы заплетены в длинную косу. Все элементы картины написаны выпуклыми разнонаправленными мазками, отчего ее поверхность кажется вибрирующей.

В каждом человеке есть склонность к более тонкому восприятию какого-либо вида деятельности, области науки или искусства, считает Татьяна. «Во мне, видимо, тоже это жило всегда. Однако по-настоящему я поняла, к чему стремятся мои душа и тело, когда оказалась участницей “хора исполнения желаний”. Занятия проводились в государственном центре современного искусства. Смысл этого действа заключался в том, что участники без подготовки обыгрывали в художественной форме желания человека из публики. В такой этюд могли входить и вокальные, и чтецкие, и двигательные фрагменты. Магия заключалась в том, что между участниками со временем образовывалось единое эмоциональное и энергетическое пространство. Такая тесная связь позволяла почувствовать, что и когда ты должен сказать или сделать», — подчеркнула Татьяна.

Тренировки были, но работали они на достижение слаженности коллектива и умение чувствовать друг друга. «Это так здорово — оказаться внутри единого организма и стать его частью! Когда проект закончился, я поняла, что хочу заниматься чем-то подобным. Еще я поняла, что все зависит от меня самой. Начались поиски. Я прошла много курсов, мастер-классов, семинаров. Познакомилась со многими известными перформерами. Открыла для себя эту область. Она оказалась очень большой и разнообразной. Особенность современных художников в том, что они делают замечательные вещи, но то, как они это делают, почти никто из них объяснить не может. Это действительно трудно уложить в теоретические выкладки. Все познается в процессе. Если ты уловил эту летучую суть, то можешь на ее основе создать что-то свое. Не забуду свой первый эксперимент. Еще действовали ограничения, связанные с пандемией, поэтому на своей лужайке я собрала окрестных дачников и провела свой первый, как мне тогда казалось, перформанс», — поделилась Татьяна.

По словам специалиста, перформанс — это действо, в котором задаются определенные рамки и цели, но внутри рамок участники совершенно свободны в своих проявлениях. «Для создания перформанса необходимы пространство, тело и цель. Однако в процессе стремления к цели происходит взаимодействие людей. В результате этого могут происходить изменения, которые меняют цель. <...> В перформансе образы и энергия рождаются от ощущения тела. Это не логический процесс. Надо отпустить свое тело, почувствовать, что в нем происходит», — поделилась Татьяна.

По словам профессионала, в перформансе тело играет ведущую роль. «При участии [в перфомансе] я нуждаюсь в частичном описании того, что происходит, что делают другие участники. Но есть и такие техники и упражнения, в которых зрение исключается — скажем, когда все задания выполняются с закрытыми глазами. Часто бывают упражнения на доверие: например, один участник танцует, другой его страхует. Людям бывает очень страшно в такой ситуации довериться другому. А мы постоянно так живем. Любое перемещение незрячего человека в пространстве с сопровождающим — а тем более без него — в определенной степени и есть перформанс. Мне же перформативные занятия позволили начать больше доверять своему телу, в результате чего я стала свободнее и увереннее самостоятельно передвигаться по городу», — отметила Татьяна.

Как происходит создание перформативной прогулки в музее?

Сначала Татьяна изучает пространство выставки, работы, создает концепцию, отбирает картины. «Я никогда не ставлю на первое место наличие тифломоделей к работам и не делю приходящих в музей на людей на посетителей с инвалидностью и без нее, на незрячих, глухих, колясочников и тому подобное. Моя задача — сгладить разрыв между восприятием разных людей. Группы у нас всегда смешанные. Тифлокомментарий нужен незрячим, но описание и зрячим дает возможность внимательнее взглянуть на картину, отметить детали, которые часто ускользают от внимания», — считает специалист.

Татьяне, по ее собственному признанию, всегда дают активную обратную связь участники экскурсий. «Да и я чувствую энергетику группы, как люди реагируют, их отклик на задания и вопросы. Но главный критик — я сама. У меня уже сложилась система создания своих работ. Сначала я все выстраиваю, а потом задаю себе вопросы. Процесс этот жесткий и бескомпромиссный. В таком споре рождается истина», — говорит она.

Кроме того, для Татьяна ароматы — привычная стихия. «Когда я потеряла зрение, то ощутила, что практически каждый запах стал соответствовать определенному цвету. Я очень рада, что мне выпала возможность создать ольфакторную прогулку “Мне нужно только искусство” по выставке Игоря Гробаря. Она посвящена 150-летию со дня рождения художника и проходит в Новой Третьяковке. Он вызывает у меня большое уважение как человек и как творческая личность. Я подбираю ароматы, которые, на мой взгляд, наиболее соответствуют определенной картине. Однако у каждого участника может быть свое мнение на этот счет», — отмечает Татьяна.

Как творческий и креативный человек, Татьяна рассказала, как себе представляет музей будущего. «В первую очередь, это музей без всяких барьеров между разными людьми и между людьми и искусством. Хочу, чтобы, независимо от ограничений по здоровью или любых других особенностей, все люди чувствовали себя в музее одинаково комфортно. Для достижения этого состояния необходимы объединенные усилия всех участников общения. Тогда все получится», — подчеркнула специалист.