Охота за впечатлениями: юбилейная выставка «ММОМА 99/19»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Сумерки. Трехэтажный бежевый особняк в стиле классицизм. Главный фасад дополняют шесть ионических колонн, поддерживающих треугольный фронтон. На боковом фасаде светодиодная надпись: «Все будет хорошо».

Колумнистка «Особого взгляда» Лариса Овцынова одной из первых побывала на экскурсии для незрячих людей по юбилейной выставке «ММОМА 99/19» в Московском музее современного искусства. Экспозиция будет открыта до 13 сентября. Тифлоаудиогид, созданный при поддержке программы «Особый взгляд», доступен по ссылке.

Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал легендарного адреса — Петровка, 38. Теперь проведем небольшой искусствоведческий тест. Внимание, вопрос: по какому адресу будем искать Московский музей современного искусства? А располагается он рядом со знакомым нам объектом. Идем на Петровку, 25, и попадаем в уютный дворик, где сразу же можно насладиться видом величественных бронзовых скульптур Зураба Церетели, а также отдохнуть под раскидистыми деревьями и посетить кафе, на стенах которого сохранились чудесные мозаики.

История здания насчитывает более двух веков. Проектировал его архитектор Матвей Казаков как городскую усадьбу промышленника Михаила Губина. Позже здесь располагалась мужская гимназия и институт физиотерапии. В девяностые годы здание оказалось бесхозным и начало разрушаться. К счастью, на него обратил внимание Зураб Церетели. Он передал в дар государству свою обширную коллекцию современного искусства. Здание отремонтировали, а в 1999 году в нем открылся первый в России государственный музей современного искусства.

Незаметно пробежало двадцать лет, за которые пополнились фонды музея и увеличилось количество выставок в год. Наступил юбилей. Ему посвящена выставка «ММОМА 99/19», в путешествие по которой мы и отправляемся.

Фото: зал «Архитектура». Фото предоставлено Московским музеем современного искусства.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Трое мужчин, среди которых пожилой мужчина в сером костюме-тройке и медалью «Золотая звезда» на лацкане, стоят в ярко освещенном выставочном зале со светлыми стенами. По периметру на небольшом расстоянии от стен с потолка свисают ротанговые панели, на которых в один ряд вывешены рисунки и фотографии.

Архитектура

Входим в двери с порталом, на котором изображены сцены из истории искусства от древности до наших дней. Они рельефные, их можно обследовать тактильно. Кроме того, на фасаде здания нас гостеприимно встречает светодиодная надпись «Все будет хорошо». Это работа британского художника Мартина Крида. С этим настроением попадаем в холл с купольным потолком, откуда и начинаем свой маршрут по залам выставки.

Экспозиция охватывает период от начала XX века и до наших дней. У каждого из 20 залов есть свой куратор, который реализовал собственную концепцию в оформлении и содержании, наполнении конкретными работами. К некоторым из них сделаны тактильные копии с подписью шрифтом Брайля.

На выставке можно ознакомиться и с работами неофициальных художников. Принципы официального искусства были задекларированы в Постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) при создании Союза художников. Это была единственная официальная организация, а единственным признанным направлением в искусстве стал соцреализм. Неофициальные художники часто работали как оформители. Их произведения были доступны лишь узкому кругу единомышленников. Начиная с шестидесятых годов XX века, они стали самоорганизовываться и выходить на более широкую публику.

Выставка большая, поэтому мы посмотрели не все залы. Стены одного из них на входе обтянуты ротангом. Он напоминает сетку, которой закрывают фасады зданий при реставрационных работах. Зал так и называется — «Архитектура». Его куратор — архитектор Ольга Трейвас, она руководит бюро Form. В центре зала из деревянных реек создано кубическое пространство. Здесь можно в том числе увидеть работу представителя московского концептуализма Виктора Пивоварова.

Это направление сформировалось в 70-е годы XX века. В то время Виктор Пивоваров был известен как детский художник. Без его иллюстраций не обходились выпуски популярных детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». На выставке же можно увидеть его работу «Батон», которая входит в серию «Разрезные картинки». Батон на картине изображен в гордом одиночестве, к тому же он парит, не касаясь ни подставки, ни фона. Он разрезан на три части, а внутри — ослепительная белизна. Правда, есть еще подпись — «Батон». Она — символ чего-то рутинного и формального, поэтому контрастирует с батоном, стремящимся к новым открытиям. Для картины создали тактильную копию.

Фото: зал «Музыка». Фото предоставлено Московским музеем современного искусства.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ярко освещенный выставочный зал с белыми стенами. На полу квадратные плиты, подсвеченные белым изнутри. На стенах висит несколько картин. В углу стоят две напольные колонки, между ними на стеклянной подставке — катушечный магнитофон.

Музыка

Следующий зал — «Музыка». Его куратор — музыкант Илья Лагутенко. Здесь мы идем как по ковру: покрытие слегка пружинит под ногами. Это квадратные белые плиты, подсвеченные изнутри, как в дискотечном зале. Эффект дополняет звучащая электронная музыка, хотя перед нами стоят две напольные колонки и катушечный магнитофон. Это не обман, это просто игра.

«Новые художники», которые появились в восьмидесятые годы и которым посвящен зал, приглашают поиграть с предметами и смыслами. Работа Ивана Сотникова, для которой есть тактильная копия, называется «Машинка». Здесь мы опять встречаемся с детской темой, но уже в другом контексте. В центре внимания — квадрат на ножках и на ножках же ладонь с растопыренными пальцами, в углу — машинка и рыбка, сверху — утюг. Манера письма неаккуратная: грубые линии, смешанные краски, кляксы. Возникает ассоциация с детскими стихами: «Сапоги за утюгами, пироги за сапогами». Но не все так просто. На подобных машинках ездили представители власти, так называемые пиджачники, а над квадратом художник изобразил штрихи, похожие на молнии.

Тимур Новиков — еще один представитель «нового искусства», основатель Новой Академии. Его кредо — искусство для отдыха. Одна из характерных работ Тимура Новикова выполнена на красной ткани акрилом. На ней изображены встающее солнце, контур «Авроры» и две надписи — «СССР» и «вода». Художник любил использовать ткань в качестве основы для своих работ. Это было удобно. Можно свернуть картину в рулон, приехать в выставочный зал на велосипеде, повесить ее и укатить обратно. В фантазии ему не откажешь.

Фото: зал «Философия». Фото предоставлено Московским музеем современного искусства.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочный зал с серыми стенами и белым полом. На трех полках стоят по три белые металлические пластины с закругленными краями размера А3. На каждой пластине сделаны дырочки. На стенах висят картины, фотографии.

Философия

Некоторые из художников, чьи работы представлены в следующем зале, начали работать в девяностые годы. В их произведениях отразились темы, волновавшие в то время многих, — изменения в общественной и политической жизни страны. Зал «Философия». Куратор: философ и теоретик искусства Кети Чухров.

Работа Анатолия Осмоловского «Билеты в рай» посвящена отмене льготного проезда для пенсионеров в 2005 году. Это металлические щиты с отверстиями, которые напоминают автобусные билеты с дырочками от компостера, правда, края их острые и рваные. Их можно принять и за пулевые отверстия. Количество дырочек на каждом билете разное, где-то она одна, где-то их двенадцать, а где-то они складываются в крест.

Работа Арсения Жиляева «О чем молчит современное искусство» — это большой микрофон, в который каждый желающий может что-то сказать. После этого на стене появляется изображение, то есть энергия голоса преобразуется в визуальный образ.

Художники девяностых годов пытались разрушить границу между искусством и жизнью: они реагировали на политическую ситуацию, выходя на улицы и участвуя в различных акциях. Это движение и направление в искусстве получило название акционизм. Одна из первых акций прошла 18 апреля 1991 года, когда на Красной Площади художники выложили своими телами нецензурное слово из трех букв. Это была реакция на закон, запрещающий нецензурные выражения в общественных местах.

Фото: зал «Литература». Фото предоставлено Московским музеем современного искусства.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На белой стене в ряд висят три гладильные доски. На них изображены женщины с обнаженными спинами, с разным цветом кожи. Они стоят, склонив головы с короткими темными волосами. Руки заведены назад. Под досками на полу — три включенных в розетку утюга, подошвы которых такого же цвета, что и кожа фигур.

Литература

Под потолком следующего зала натянута сетка из светящихся неоновых трубок. Это зал «Литература». Куратор: писатель Владимир Сорокин.

На одной из стен располагается работа Ирины Наховой «Гладильные доски». Она была представлена в 2001 году на выставке «Гендерные противоречия». В ряд висят три настоящие гладильные доски, на которых изображены фигуры с заведенными назад руками. Они лишены явных гендерных признаков, но у всех в ушах серьги. У фигур разный цвет кожи. Под досками стоят три включенных в розетку утюга, на подошвы которых нанесены наклейки такого же цвета, что и кожа у фигур. У фигуры справа кожа светлая, а падающий на нее свет создает голубой рефлекс. Она и представлена в виде тактильной модели.

Ирину Нахову всегда интересовали эксперименты. Еще в 1983 году она первая создала тотальную инсталляцию, когда вынесла из своей квартиры все вещи и покрасила стены в голубой цвет. С 1991 года художница живет в Америке. Там и была создана работа «Гладильные доски». В ее основе — образы из рекламы, это сцены насилия, навязанные стереотипы, из сетей которых могут вырваться далеко не все.

Куратор Владимир Сорокин в начале своего творческого пути создавал и визуальные образы. На выставке представлена его работа из коллекции Третьяковской галереи. На подиуме по периметру разложены странички из советского дневника. В центре стоит соусник с растительным маслом, в котором лежит большой кусок сала с воткнутой в него бритвой. Впечатление усиливается эффектом, который создает неоновая сетка на потолке — она расчерчивает пространство снизу.

Фото: зал «Театр». Фото предоставлено Московским музеем современного искусства.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочный зал с черными стенами и полом. На дальней стене ярко светит прожектор. Под потолком растянут транспарант с надписью: «Лучше бы работать шли». По залу хаотично расставлены подиумы, похожие на фигуры из тетриса. Над ними на металлических тросах подвешены фотографии и картины разных стилей и размеров. На переднем плане фотоколлаж: на зеленом фоне мужчина в черном костюме обеими руками держит меч джедая, готовится нанести удар.

Театр

Зал «Театр» не менее эффектный — это парадная анфилада особняка, где проводились балы. Он самый большой и высокий. Стены его выкрашены в черный матовый цвет, чтобы создать подобие школьной доски. Работы висят на металлических тросах, они как будто парят в воздухе. А под ними — черные открытые подиумы, подсвеченные изнутри. В зале очень много света. Куратор этого пространства — театральный режиссер Кирилл Серебренников.

Здесь мы опять встречаемся с игрой, но не на сцене, а в жизни. Сам куратор исполнил чью-то роль, написав на стене мелом: «1. Мне не нравится развеска картин в этом зале / меня раздражает, что меня не понимают / не понимают совсем / они не дали мне ничего поменять / у меня с ними КОНФЛИКТ / все это сильно удручает / злит / сводит с ума». Каждая мысль записана с новой строки, без запятых и заглавных букв, только слово «конфликт» выделено благодаря крупному шрифту. На самом деле никакого конфликта с сотрудниками музея у Кирилла не было.

Под потолком по диагонали растянут транспарант. Масштабы его впечатляют — 10 метров в длину и 1,5 метра в ширину. На фиолетовой ткани — надпись из серебристой фольги: «Лучше бы работать шли». Шрифт характерен для советских лозунгов. Внизу нас ожидает тактильная копия этой работы. Она, конечно, меньше оригинала, но шрифт достаточно крупный и четкий, чтобы слова можно было прочитать тактильно. Автор этой работы — Артем Лоскутов.

В 2011 году он стал победителем в категории «Региональный проект» премии «Инновация», учрежденной Министерством культуры и Государственным центром современного искусства. Лоскутов также является одним из инициаторов движения «Монстрация». Первые «монстранты» присоединились к официальной первомайской демонстрации в Новосибирске в 2004 году. Они несли транспаранты и плакаты, внешне похожие на общепринятые, но содержание их было иным. Например, «Таня, не плачь». Рутина больше всего боится юмора, да и протестовать таким образом приятнее.

В этом зале также представлены работы на темы общественной морали, свободы высказывания, переосмысления памяти. Вот одна из композиций: в небольшом ржавом корытце с водой выстроена башня из хозяйственного мыла. На ее вершине находится перевернутый фонарик, а на его боку — фигурка солдатика с ружьем, но без головы.

Фото: зал «Искусство/Куратор». Предоставлено Московским музеем современного искусства.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочный зал с белыми стенами и черным резиновым полом. На левой стене в ряд висят цветные люминесцентные трубчатые лампы. На правой стене висит картина, залитая красным цветом, лишь в правом нижнем углу нарисованы волны и часть спасательного круга.

Искусство

Следующий зал — «Искусство/Куратор». Его куратор — директор парижского центра Жоржа Помпиду Бернар Блистен. За основу он взял проект «Выбор народа» художников Виталия Комара и Александра Меламида. В 1993 году компания по их заказу провела в 16 странах соцопрос на тему: «Что людям нравится и не нравится в искусстве». На основе результатов были написаны картины. Выяснилось, что люди больше всего любят пейзажи, а не любят — абстракцию.

В прошлом году в ходе персональной выставки Комара и Меламида подобный опрос провели среди посетителей ММОМА. В частности, опрос показал, что посетители музея предпочитают пейзажи большого формата, с преобладанием теплых оттенков. С гораздо меньшей симпатией они относятся к мужским портретам, выполненным в холодной гамме. На основе этих результатов Бернар Блистен выбрал две картины из коллекции музея, причем одного и того же художника — Ивана Чуйкова. Они и располагаются напротив друг друга. Под критерии «нелюбимой» картины подошло произведение «Окно 64». Это оконная рама, поверх которой небрежно написан синей краской профиль герцога Урбинского со сломанным носом и красной тревожной точкой у виска.

В качестве «любимой» в зале выставлена картина «Красное море». Фон ее почти весь красный. Небольшое пространство в правом нижнем углу занято голубоватой водой с красным спасательным кругом. Скептики утверждают, что статистика — самая лживая вещь на свете. Возможно, что и выбор народа может оказаться не таким очевидным, и это прекрасно. Эксперимент Блистена точно иллюстрирует этот парадокс: по данным сотрудников музея, зрителям, наоборот, гораздо симпатичнее портреты.

Наше путешествие по юбилейной выставке «ММОМА 99/19» завершилось. При содействии программы «Особый взгляд» были созданы тактильные модели и тифлоаудиогид. В нем подробно рассказывается об истории музея, его архитектуре, залах выставки, работах художников и направлениях современного искусства.

Наше путешествие по юбилейной выставке «ММОМА 99/19» завершилось. При содействии программы «Особый взгляд» были созданы тактильные модели и тифлоаудиогид.