Люди: слабовидящий музыкант Олег Осколков

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Облачный летний день. На Красной площади у оградительной сетки стоят участники Академического ансамбля песни и пляски войск национальной гвардии Российской Федерации. Крупным планом Олег Осколков — статный брюнет лет пятидесяти с широкими чертами лица. На нем парадный зеленый мундир с золотыми эполетами и фуражка с золотой кокардой на красной тулье.

Мощная волна звука, затихающая почти до шепота, а на сцене в строгом порядке — музыканты в форме национальной гвардии. Это Академический ансамбль песни и пляски войск национальной гвардии Российской Федерации. Достойное место в строю занимает Олег Осколков — слабовидящий артист хора, лауреат первой степени международной премии «Филантроп». Его историю записала колумнист портала «Особый взгляд» Лариса Овцынова.

Начало пути

Плохое зрение у Олега было с детства. Родился он Магнитогорске. «Песни я слышал еще в утробе матери», — утверждает Олег. Его отец был преподавателем по баяну, обучал детей.

«Отцовский еще катушечный магнитофон я использовал не по прямому назначению — играл с бобинами, а они почему-то часто рвались. Потом мне купили проигрыватель. Я уже сам ставил пластинки, и тут на меня обрушился первый музыкальный удар — ансамбль ’’Ариэль’’, кстати, мои земляки. Много лет спустя осуществилась моя мечта — я познакомился с руководителем ансамбля», — говорит Олег.

Даже рассказывая о музыке, он использует военные термины, да и саму работу в ансамбле называет службой. Военные музыканты всегда занимали особое положение и в армии, и в искусстве.

«Следующие удары я принял на себя от Пола Маккартни, группы Pink Floyd и Жана-Мишеля Жарра — французского музыканта», — продолжает Олег. Учился он в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Она находилась в другом городе, но это не мешало ему наслаждаться школьной и музыкальной жизнью. Был ансамбль, играли на школьных танцах. А кто же в этом возрасте не хочет оказаться в центре внимания? «Играли популярную на тот момент музыку: репертуар наших ВИА, Антонова, ’’Землян’’. А потом на всю страну обрушился Макаревич с ’’Машиной времени’’, и стали играть только их песни», — вспоминает Олег.

Еще одна яркая страничка школьной жизни — хор, который не раз становился лауреатом различных смотров школьной художественной самодеятельности. «В учебе я не блистал. А вот хор — это мое. Там я чувствовал себя на своем месте, нужным, получал большое удовольствие и удовлетворение. Педагоги меня поддерживали. Часто ведь бывает так, что если учеба не идет, то не видать тебе занятий в кружках», — говорит Олег.

На распутье

После школы Олег Осколков оказался на распутье: «Честно сказать, не знал, что делать, как реализоваться. Все же проблемы со зрением давали о себе знать». Три года он работал на учебно-производственном предприятии общества слепых. Однако в те годы на таких предприятиях хорошо была развита художественная самодеятельность. Музыкальная жизнь не прекращалась: Олег пел в ансамбле, играл на бас-гитаре. Но у молодого человека была потребность в чем-то большем, она и не давала покоя.

Наконец, решение было принято. Олег поехал в Курск, чтобы поступить в специализированное музыкальное училище для людей с нарушением зрения. Он долго сомневался, потому что там не было вокального отделения, но в итоге поступил на дирижерское.

«С преподавателями мне повезло. Им была далеко не безразлична моя судьба. Некоторые стали настоящими наставниками и старшими товарищами. Иван Иванович Холявченко руководил большим хором. Он сразу взял меня к себе», — говорит Олег.

В этом коллективе он и опыт накопил, и с гастролями по стране поездил. Один из преподавателей поехал вместе с ним в Харьковскую консерваторию, где учился сам. Очень ему хотелось, чтобы богатый природный голос студента получил должную и достойную огранку, но политическая обстановка помешала осуществлению этих планов. На этом поиски не закончились.

«Преподаватель посоветовал ехать в Рязань. Там есть вокальное отделение, там живут наши бывшие студенты, они помогут в практическом плане. Но в Рязани меня ожидал неожиданный удар с тыла. Вокальное отделение музыкального училища как раз в этом году закрыли», — рассказывает Олег.

Дорога к успеху

К тому времени Олег уже накопил и жизненный, и музыкальный опыт, поэтому принял решение учиться дома, в родном Магнитогорске, в музыкальном училище имени Глинки. Там вокальное отделение осталось на месте. Это учебное заведение было уже не специализированным, поэтому Олег стал обычным студентом — как все.

«Это было здорово! Я научился учить большие объемы музыкального материала быстро и четко, что очень пригодилось мне позже в работе. Адаптировался к общению в коллективе, где ни у кого не было проблем со зрением. А какая интересная и веселая жизнь началась: сколько концертов, капустников, поездок», — делится музыкант.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Репетиция хора в актовом зале. Иосиф Кобзон сидит на стуле в центре сцены, поет в микрофон. На нем темные брюки и куртка. За ним в три ряда полукругом выстроились хористы в повседневной одежде, держат перед собой ноты. Во втором ряду стоит Олег, сложив руки за спиной.

После окончания училища все устроилось хорошо: Олег работал в академическом хоре Магнитогорского дома музыки, пел в ансамбле металлургов города, руководил ансамблем общества слепых. Однако чего-то, видимо, не хватало. Помог случай.

В журнале Олег прочел статью о московском специализированном институте искусств, ныне — Российская государственная специализированная академия искусств. Всколыхнулись мечты, захлестнула ностальгия. Молодой музыкант собрался в дорогу. Сначала хотел все разузнать, поэтому и поехал зимой. Друзья, которые уже учились в институте, уговорили прослушаться сейчас. Природная одаренность, профессиональный уровень, да и личное обаяние молодого человека не остались без внимания. Его приняли в вуз, не дожидаясь начала следующего учебного года. Начался новый этап профессиональной, творческой и эмоциональной жизни.

«Учился я на отделении академического вокала, иначе и быть не могло. Почти сразу стал солировать в двух оркестрах. Дирижер нашего институтского оркестра Валерий Кораблев взял меня к себе и порекомендовал в оркестр Анатолия Ивановича Полетаева. Довелось выступать с полетаевским оркестром в прямом эфире ’’Радио 1’’. Учебная часть и ребята меня как в бой провожали. А я-то страху натерпелся. Эфир проходил в студии Качалова. Громадное здание, мы оказались на самом верху. Три вещи пел с оркестром на музыку самого Полетаева», — рассказывает Олег Осколков.

Эмоциональный шок не прошел даром: все последующие волнения с ним было не сравнить. Хотя Олег считает, что волнение должно быть при выходе на сцену, без него нет артиста.

После учебы музыкант попытался устроиться в академическую хоровую капеллу имени Юрлова, но не удалось. А потом, по его словам, все было просто: «Пришел в ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова, меня прослушали и взяли. Было, конечно, и собеседование. Это все-таки внутренние войска. Через несколько лет я перешел переводом в ансамбль песни и пляски национальной гвардии Российской Федерации. С 2002 года до сего времени там и служу», — говорит он.

Дирижеры хора и инспектор, который занимается административными вопросами, относятся к Олегу с пониманием, но без снисхождения. «Дирижер сразу сказала — меня не интересует, как ты это будешь делать, но чтобы все знал. Однако, если что-то непонятно, может наиграть на диктофон проблемное место. Беру ноты домой, разбираюсь, учу. По времени меня не торопят, разумеется, в разумных пределах. К концертам все должно быть выучено», — говорит Олег.

Репертуар у ансамбля разнообразный: патриотическая песня, духовная и академическая музыка, русские народные песни в обработке отечественных авторов, а также современные хиты, исполняемые со звездами российской эстрады. Ансамбль много концертирует и гастролирует. С ним Олег объездил весь мир. Самой запоминающейся стала первая поездка — месячный тур по Франции.

«Там пели духовную программу. В первом отделении исполнялась русская музыка, во втором — католическая, органист ездил тоже наш. Выступали в храмах. Конечно, побывали в Лувре. Некоторые места в Париже мне напомнили Питер, недаром он ближе к Европе», — рассказывает Олег.

Он продолжает: «В конце девяностых для меня было шоком, что за границей идешь по городу, а на улицах свободно продают овощи, фрукты. Большие магазины типа наших ’’Ашанов’’ были в диковинку». Но не везде царила такая свобода: «В Северной Корее нас самостоятельно не выпускали из отеля. Прямо автоматчики везде дежурили».

Победа в международном конкурсе «Филантроп»

В 2002 году Олега ждала еще одна победа — в номинации «Вокал» международного конкурса «Филантроп». Премия эта вручается за выдающиеся достижения людей с инвалидностью в области культуры и искусства, а учреждена она Всероссийским обществом инвалидов.

«Жил хороший человек Василий Истомин, незрячий трубач, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, к сожалению, ныне уже покинувший наш мир. Он и подтолкнул меня к участию в конкурсе. Самое главное ведь — это решиться. А дальше все просто: отправляешь видеозаписи, документы и ждешь», — рассказывает Олег.

Однако все не так просто, как он рассказывает. Музыкальный материал должен быть представлен весьма разноплановый: оперные арии, романсы, народная песня. На высоте должно быть и качество самого видео.

«Премию нам вручал Сергей Михалков в Большом театре. Приятно, конечно, даже не верится, что это ты», — делится он впечатлениями. После победы Олега начали приглашать участвовать в концертах: «Занималась концертами Анита Цой. Когда пересекаемся сейчас где-то, то вспоминаем то время».

От концертов Олег никогда не отказывается. Выступает и сольно, и в сборных мероприятиях. Площадки самые разные — и академические, и эстрадные. Не забывает и свою альма-матер. Олег всегда с удовольствием поет в сопровождении сводного инклюзивного оркестра народных инструментов РГСАИ под управлением Валерия Кораблева. «Без зрителя нет артиста. Да и расслабляться нельзя, форму надо держать», — говорит он. Хорошо знают артиста и в Культурно-спортивном реабилитационном комплексе Всероссийского общества слепых (КСРК ВОС). Его роскошный бас не раз звучал со сцены большого зала.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Олег и трое юношей сидят в ряд у светлой стены. Олег в черном костюме и белой рубашке играет на ударной установке. Юноши в красных кафтанах с золотыми узорами играют на бубнах.

Десять лет Олег руководил вокально-музыкальным ансамблем «Ретро» в КСРК ВОС. Он являлся автором вокальных и инструментальных переложений. Из шести участников профессионалами были только двое. По многочисленным отзывам это был очень достойный коллектив. «Нравилось мне это дело очень. Отношения были душевные с ребятами. Но жизнь непредсказуема. После трагических событий, произошедших с участниками, не смогли собраться», — делится Олег.

Музыка как хобби

Для певца музыка — это жизнь, поэтому и хобби у Олега музыкальное. У него богатая коллекция виниловых пластинок — около 600. Самую первую из них он купил за 2 рубля 15 копеек. Это записи прибалтийского музыканта Мигеля Рамоса. У Олега существует и своя методика работы с коллекцией: каждый день он слушает по пластинке в строгом порядке, независимо от настроения.

«Образование у меня и работа в области академической музыки и вокала, но сейчас я для удовольствия в часы досуга предпочитаю классику, на концерты тоже хожу классические. Всему свое время. Хотя ’’Ариэль’’ слушаю до сих пор. Первая любовь не забывается», — говорит музыкант.

«Я благодарен родителям, учителям, друзьям, коллегам. В том, как сложилась моя жизнь, есть заслуга каждого из них. А мне еще работать и работать. Движение — это жизнь, в творчестве то же самое», — добавляет Олег Осколков.