«Интереснее осваивать игры, в которые играют все». Незрячий геймер — о доступности и специальном курсе для незрячих игроков

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Затемненное помещение. Две девушки сидят перед мониторами и внимательно следят за ходом компьютерной игры. На голове у каждой – массивные черные наушники. На экране – дорога, часть деревянной изгороди и каменные строения.

Игорь Гармаш — незрячий геймер, он не только играет сам, но и помогает другим людям с нарушением зрения осваивать игровое пространство. В музее «Гараж» он провел специальный курс для незрячих игроков «Погружение в гейминг для начинающих».

«Особый взгляд» поговорил с Игорем о компьютерных играх и их доступности.

— Когда вы увлеклись компьютерными играми?

— Я с детства был любопытен. Мои зрячие сестры играли в компьютерные игры, конечно, гораздо более примитивные, чем сейчас. Я, разумеется, хотел делать то же, что и они. Попробовал, но никаких озвучек не было, ничего не получилось. Однако желание не пропало. В этом, по-моему, все дело. Я наблюдаю за друзьями и своими учениками и вижу, что одни бросают, как только у них не получается. Другие остаются, у них в конце концов все налаживается.

Я и комп осваивал по мере необходимости, но неуклонно. В школе был смешной случай. У многих одноклассников были игровые приставки, а у меня уже настоящий комп. Но они так увлеченно обсуждали героев игр и свои победы, что я просил родителей поменять ноутбук на приставку.

— Насколько компьютерные игры доступны для незрячих людей? Можете назвать самые доступные?

— Есть специальные игры для незрячих людей. Они полностью построены на аудиовосприятии. Я с ними как раз знаком мало. Мне интереснее осваивать игры, в которые играют все. Здесь нельзя говорить о полной доступности. Приходится использовать так называемые костыли, то есть находить способы, которые могут привести к доступности. Это-то и интересно, развивает мышление. Если говорить о доступности из коробки, то могу назвать «Последний из нас, часть 2». Там самому можно настроить и внутриигровой скринридер, и навигацию.

— Какое техническое оснащение нужно для игр?

— Нужен не очень старый компьютер и точно операционная система Windows 10. В ней с NBDA уже есть оптическое распознавание, с помощью которого можно воспринимать графические элементы. Нужна отдельная видеокарта, еще мышка, для незрячего тоже. Я также предпочитаю платформу Discord. Раньше это был ресурс только для геймеров, а теперь их функционал расширяется, они становятся платформой для общения по интересам. У них даже слоган такой: «Discord — место, где вы общаетесь и отдыхаете». Он похож на Skype, только гораздо совершеннее. Для управления игрой на этой платформе хорошо иметь геймпад.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Компьютерный клуб в полумраке. За центральным игровым столом лицом друг к другу сидят две девушки в массивных черных наушниках. Они увлечены игрой, с интересом смотрят на мониторы своих компьютеров. Из-за спины одной из них за ходом игры наблюдает молодой человек в светлой толстовке.

— Какие навыки развиваются и совершенствуются благодаря компьютерным играм?

— Игра стимулирует познавательный интерес и активность. Без силы воли, настойчивости, целеустремленности также ничего не получится. Развиваются внимание, память, пространственные представления и мышление. Тактическое мышление хорошо прокачивается. Совершенствуется такая вещь, как звуковое зрение, то есть внимательность к воспринимаемым звукам и развитие их идентификации, а также быстрота реакции на определенный звук, да и быстрота реакции в целом. В процессе игры тренируется моторика, особенно мелкая. Освоение игр может подтолкнуть к изучению языка, ведь в основном в этой области используется английский. Игры есть разные. В некоторых, например, надо ударять по клавишам в определенном ритме. Вот тебе и моторика, и чувство ритма.

— Существует устойчивое мнение, что виртуальный мир затягивает человека. Что вы думаете на этот счет?

— В социальном плане всегда важнее семья, школа, а не игра. Если у человека теплые отношения в семье, он реализуется и получает признание в школе или на работе, то никогда виртуальный мир не станет для него важнее всего этого.

— Как влияют на незрячих людей в социальной сфере компьютерные игры?

— Игры способствуют их социальной активности и общению с большим количеством людей, причем без нарушения зрения. Это здорово, это помогает выходить из замкнутого пространства, чтобы человек не варился в «слепонете». Некоторые ведь боятся контактов за его пределами, им некомфортно даже просто списаться с игроками в обычном чате. Чаще всего люди там реагируют адекватно. Конечно, исключений никто не отменял. Мой принцип: будь адекватен сам — и адекватные люди найдутся.

В игре люди говорят на одном языке, вне зависимости от того, видишь ли ты или нет. Где-то помогли тебе, а где-то можешь помочь и ты. Само владение современными технологиями сближает молодых людей. На этой основе возникают другие темы для общения. Можно и про свою жизнь рассказать. Такая своего рода просветительская работа.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Компьютерный клуб. Перед монитором сидит девушка в черных наушниках, ее руки лежат на клавиатуре. На экране компьютерная игра: на холмистой местности стоит персонаж, открыта вкладка с заданием.

— Вы стали преподавателем на курсе по освоению компьютерных игр незрячими в музее «Гараж». Как прошло обучение? Считаете ли вы этот проект крайне важным?

— О важности, по-моему, спорить не приходится, учитывая все те аргументы, которые я привел выше. Считаю курс «Погружение в гейминг для начинающих» очень своевременным. Я вел его дистанционно, так как живу в Питере. Незрячие участники ходили на мои занятия в компьютерный класс «Ушедший мир» музея «Гараж».

На итоговом занятии курса мы провели геймстрим по вселенной World of Warcraft со зрячими и незрячими участниками, его запись можно найти на Youtube-канале музея «Гараж». Это стало еще одним шагом на пути обмена разным опытом в игровом мире.

Компьютерный класс музея технически полностью адаптирован для незрячих игроков: установлен весь необходимый софт. Я очень доволен и хочу поблагодарить музей за организацию такой возможности. Хочется верить, что это только начало.

— Как вы еще реализуетесь в интересующей вас области?

— С 2016 года у меня свой канал на Youtube. Я провожу прямые трансляции, устраиваю стримы. На них приходят и зрячие, и незрячие люди. Записываю подкасты, видео, в которых делюсь опытом.

— Какие компьютерные игры предпочитаете: однопользовательские или многопользовательские?

— Играю и один, и в команде. Это зависит от настроения. Игру выбираешь в зависимости от эмоций, которые хочешь испытать: иногда хочется расслабиться, а иногда собраться и почувствовать вкус победы.

— Вы общаетесь с разработчиками компьютерных игр? Как выходите с ними на связь, открыты ли они для общения?

— Существует сообщество TifloGames, есть еще форум AudioGames, но на нем общение идет на английском. Там и разработчики появляются. Я предлагаю свою помощь по адаптации игр. Надо только правильно подать себя и найти правильные точки соприкосновения. Общаться всегда легче с отдельными разработчиками, чем с крупными компаниями. Русских наработок, к сожалению, пока нет, но наши хорошо помогают в адаптации, разрабатывают различные модификации игр. Незрячие люди должны быть гибче. Мы сами можем сделать нашу жизнь проще. Интернет — это огромное окно в мир, где мы можем общаться и реализовываться.