Только четверть российских родителей выступает за инклюзивное образование

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Три группы предметов на деревянном столе: стопка из четырех книг в твердом переплете с красным яблоком наверху, цветные карандаши и башня из трех кубиков с крупными рельефными буквами А, В и С.

Проекты Дети Mail.ru и Добро Mail.ru провели опрос среди родителей школьников и выяснили, что лишь 25,4% респондентов поддерживают инклюзию в образовательных учреждениях. Еще 51,22% опрошенных мам и пап отметили, что нейтрально отреагируют на появление в классе своего ребенка сверстника с особыми потребностями. А вот оставшиеся 23,38% выступили против инклюзии в школах.

Родители, которые поддерживают инклюзивное образование, отметили, что оно помогает научить детей толерантности и добру (35,72%), позволяет ребятам узнать, как общаться с людьми с особыми потребностями (21,86%). Кроме того, респонденты считают, что детям с ОВЗ важно учиться и развиваться вместе с другими сверстниками (29,94%).

Что касается людей, которые отрицательно относятся к инклюзии в школах, то 25,4% из них боятся ухудшения качества образования, 28,45% считают, что у психологов и педагогов нет достаточного опыта для обеспечения процесса в надлежащем формате, а 3,42% уверены, что не смогут объяснить своему ребенку, как общаться с ребятами, которые развиваются не так, как он. Еще 6,42% боятся, что ребенок с особенностями развития может «напугать» их собственных детей.

Как оказалось, только у 13% опрошенных дети уже учатся в классах вместе с ребятами с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. 3,87% респондентов отметили, что инклюзивное обучение практикуется в школах, куда ходят их дети.

В опросе приняли участие и родители детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. Они признались, что, по их мнению, российская система образования пока не готова к обучению детей с особыми потребностями. Большинство родителей (53,49%) уверено, что их детям сложнее получить доступ к среднему образованию, 20,27% считают, что такого доступа нет или почти нет, а еще 15,61% ответили, что у всех детей равные возможности.

Обе категории родителей, принявших участие в опросе, подчеркнули, что доступной информации о том, как общаться с детьми с ОВЗ, сейчас недостаточно.

В опросе приняли участие 37 тысяч человек, среди них 3 тысячи — родители детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья.

Ранее портал «Особый взгляд» писал о том, что юристы начали проводить бесплатные консультации по вопросам инклюзивного образования. Обратиться в службу можно из любого региона России.

Читайте также нашу статью об инклюзивном образовании для незрячих детей.

Мы, кроме того, писали об инклюзивной школе, которая работает в Удмуртии. С момента открытия в 1984 году это была совершенно обычная общеобразовательная школа Ижевска. Через 13 лет она приняла первых слабовидящих учеников, позже — незрячих. Школьники без нарушения зрения обучаются в общеобразовательных классах, дети с ослабленным зрением — в специальных классах для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги прошли профессиональную переподготовку по направлению «тифлопедагогика» и «тифлопсихология».