История обучения слепых

В основу книги вошла диссертация Иосифа Марголина «История школ слепых в дореволюционной России и в РСФСР». Автор, тифлопедагог и кандидат педагогических наук, который сам потерял зрение в 22 года, начинает монографию с краткого обзора истории воспитания незрячих в Европе, рассказывает о деятельности Валентина Гаюи в России и об основании Института слепых. В следующих главах он анализирует, как менялась система обучения детей с нарушением зрения в разные исторические эпохи: в чем значение образовательной реформы Александра II, когда впервые заговорили об инклюзивном образовании, как в 1920-е гг. в обучении слепых детей стали использовать трудовое воспитание и как создание ВОС способствовало развитию школ для незрячих.

Марголин подробно описывает структуру и программу всех образовательных

учреждений, как государственных, так и существовавших на частные пожертвования. Он приводит точную информацию о помещениях школ и используемом оборудовании, сведения о заработной плате учителей и данные о количестве педагогов и учащихся. Сравнивая участь незрячих, окончивших разные училища незрячих, он делает выводы о преимуществах и недостатках различных систем образования.

Особое внимание Зиновий Иосифович уделяет наглядности и доступности обучения. Будучи учителем, он создавал электрифицированные мензурки и звучащие географические и исторические карты для своих учеников.

Текст будет интересен студентам педагогических институтов, тифлопедагогам и будущим воспитателям.

Скачать документ можно по ссылке.