Оперный певец Олег Крикун: «В Питере у меня появился шанс быть другим»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Олег Крикун сидит в глубоком черном кожаном кресле с широкими подлокотниками. Это стройный молодой человек с крупными чертами лица, густыми темными волосами и широкой улыбкой. Глаза Олега закрыты, на щеках ямочки. На нем темно-синие джинсы, клетчатая рубашка в тон с расстегнутым воротом, замшевые туфли бордового цвета. Музыкант сидит нога на ногу, положив щиколотку правой ноги на колено левой. За ним матовая серая стена из крупных прямоугольных панелей.

Олег Крикун занимается академическим вокалом всю жизнь. Пять лет назад он окончил консерваторию имени Сергея Рахманинова в Ростове-на-Дону и неожиданно для всех переехал в Санкт-Петербург. Он участвовал в «Минуте славы», шоу «Песни», стал лауреатом нескольких международных конкурсов: Гран-при «Национальное достояние», Don Mattea Collucci (лауреат III степени), V международный конкурс Cita di Ficano Италия (лауреат III степени).

«Особый взгляд» поговорил с Олегом, о значимости автономности и границе между зрячими и незрячими людьми, о том, что действительно важно в городской среде для людей с нарушением зрения и как изменилась его жизнь после переезда в мегаполис.

— Питер — дружелюбный город?

— Самый дружелюбный город из всех, что я посещал в России. И дело вообще не в доступной среде. Пандусы, светофоры говорящие, вывески, написанные брайлем, — не в них дело. Самое полезное здесь — люди, которые живут свою жизнь и ненавязчиво мне периодически помогают. При этом я не чувствую себя беспомощным или ограниченным. Я просто ощущаю себя человеком, который оказался в незнакомом городе и спрашивает дорогу. В этом нет напряжения. Петербуржцы — удивительно общительные люди, и я не знаю, кто придумал эту штуку о том, что жители Петербурга — закрытые снобы. По отношению к себе я подобного не замечал.

— Ты еще работаешь в проекте «Мир на ощупь»? (социальный проект, рассказывающий о быте незрячего человека — прим. ред.)

— Я ушел оттуда в начале февраля.

— Как тебе там работалось?

— Ну, в начале у меня были большие сомнения. Когда меня туда позвали, я подумал: «Господи, я же музыкант, ну какой еще „Мир на ощупь“, что я там делать буду?». Но на первую встречу я все-таки пошел. Мой будущий шеф заразил меня своей увлеченностью. Он говорил, что надо стирать границу между зрячими и незрячими людьми, потому что нас воспринимают как инопланетян. Про Питер я, правда, такого сказать не могу, здесь все по-другому. Но вот в глубинке люди не представляют, как я живу.

В общем, меня заразил мой шеф. А еще «Мир на ощупь» — это стартап. Всегда круто присутствовать при зарождении чего-то нового. Я понимал, что я в чужом городе и мне надо свое место как-то застолбить. Я везде, где только можно, говорил, что я пою. И в итоге меня отправляли на все интервью, а через месяц стали показывать по телевизору. Это было неожиданно. Все мои знакомые удивлялись моему везению.

Тифлокомментарий: цветная вертикальная фотография в белой рамке на сером фоне. Олег сидит на высоком барном стуле на фоне той же серой стены, сцепив пальцы рук в замок. Его глаза закрыты, на губах улыбка. Он одет в белую футболку с черным принтом, темный клетчатый пиджак с узкими лацканами, застегнутый на одну пуговицу, темно-синие джинсы. Волосы аккуратно уложены на косой пробор и открывают крупные уши. За музыкантом серый матовый фон.

— Мне кажется, все дело в твоей харизме.

— Да можно и с харизмой три года дома просидеть.

В проекте было очень круто, особенно в начале: приходят первые посетители, мы волнуемся, они волнуются, потому что не знают, что их ждет. Это такое волшебное чувство: ощущаешь себя сталкером, который ведет людей по неизведанному миру. И это действительно путешествие к прозрению. С течением времени люди забывают о том, что я не вижу. И, мне кажется, это история про любого человека, который не зациклился на своей незрячести.

Есть такое понятие как умвельт — видимая часть мира. И она супермаленькая, если сравнивать ее с миром вообще, с тем, как он глубоко и разнообразно устроен. Я хочу сказать, что в принципе мы все очень мало видим из того, что есть. Звуки, запахи, цвета, вкусы, тактильные ощущения — это только пять чувств, а параметров множество. Мир так интересно устроен, что в нем в избытке есть все для любого способа восприятия. Мы просто привыкли ориентироваться на визуальную информацию.

Ну да, среда, уже созданная человеком, чуть больше дружественна к тем, кто может смотреть: есть вывески, надписи, светофоры. Но это все такая мелочь по сравнению с общением, глубокими чувствами, дружбой, любовью. Мои близкие это понимают, но люди, которые не сталкивались с миром незрячего, смотрят с опаской, боятся как-то неловко пошутить и вообще ведут себя странно.

Таксист мне недавно сказал: «Вот скажи честно, тебе же стремно жить?» Я вежливый, не стал ему говорить о широте его кругозора и о том, что ему сложно представить что-то, отличное от своего образа жизни. Точно так же можно сказать, что невозможно быть женщиной или американцем... И что жить можно только так, как он живет. Постепенно, конечно, люди меняют свой взгляд на эти вещи.

— Я думаю, для этого такие проекты, как «Мир на ощупь», и создаются.

— Да. Масштаб, в котором мне удается донести эти свои мысли, благодаря проекту стал намного шире. 70-100 человек в день, которых я могу переубедить. И у меня получалось.

— Почему ты ушел?

— Я вернулся к музыке. Я просто понял, что невозможно делать больше, если ты не делаешь то, к чему у тебя есть склонности. То, что ты один умеешь. В проекте я работал незрячим человеком. Моя заслуга была в том, что я не вижу и могу об этом рассказать. Это могут многие. А вот оперным пением могут заниматься не все.

Тифлокомментарий: цветная вертикальная фотография в белой рамке на красном фоне. Олег с закрытыми глазами стоит, подняв голову, как будто прислушиваясь, улыбается. Его длинные руки опущены вдоль тела. Он одет в черные брюки и красную футболку с восточным орнаментом: две широкие поперечные полосы узоров оранжевого и белого цветов. Сзади серая стена с фактурной штукатуркой.

— Ты не занимался пением во время работы в проекте?

— Систематически нет. Мне кажется, мне надо было отдохнуть.

— Расскажи, как отразился переезд на твоей жизни?

— Это удивительное время в моей жизни. Я бы сказал, лучшее. Я закончил ростовскую консерваторию и был полностью свободен. В Петербурге у меня была только двоюродная сестра, больше в этом городе я не знал никого. Это такой супер-опыт: ты переезжаешь в город, где о тебе никто ничего не знает, где ты никому не должен, где за тобой нет этого «хвоста» — мнения других. Ты можешь стать кем угодно, показать себя с любой стороны, и тебе поверят.

Первые две недели я просто гулял: ездил в центр, ходил на концерты или бродил по району. Это очень интересное ощущение: как будто ты только прилетел на Землю. Приходишь и говоришь: «Здравствуйте, меня зовут Олег, я оперный певец». Меня спрашивают: «А для чего ты приехал, что тут будешь делать?» А я говорю: «Хочу жить!»

В Питере у меня появился шанс быть другим. Когда ты учишься в школе, ты людей не выбираешь. Тебя просто ставят в ситуацию. Ты географически оказываешься с этими людьми в одном месте. В институте все немного иначе: тут ты вроде как тематически с людьми совпадаешь. А здесь у меня не было никакой привязки: ни знакомств, ни договоренностей, ни протекций. Я просто в свой день рождения утром сел в самолет и улетел.

— Отлично справил День рождения!

— Причем в Ростове у меня не то чтобы было все плохо, наоборот. Друзья не понимали, почему я переезжаю. Они мне говорили, что я здесь всех знаю: дирижеров, музыкантов, у меня квартира есть, все классно. А я сказал: «Вот именно поэтому я и уезжаю».

В Ростове мне не удавалось понять, насколько я могу существовать сам по себе как незрячий человек. Я не помню со стороны родителей или друзей гиперопеки. Я ориентируюсь в городе, я коммуникабелен, но в моей жизни все равно кто-то участвует: или мама, или друзья. Это происходит не нарочно, не потому, что они какие-то сердобольные, просто они постоянно со мной. Зачем мне идти одному в кино или в театр, если есть куча людей, которые туда же идут? И я в какой-то момент это прочувствовал, проанализировал и понял, что я вообще-то не очень похож на единицу.

Помнишь, в фильме «Осенний марафон» главный герой в какой-то момент кричит: «Я волевая единица! Я не хочу с вами в лес, я не хочу с вами пить — я хочу делать то, что я хочу!»

И дело не в том, что меня кто-то к чему-то принуждал, а в том, что я все время с кем-то, и мой выбор обусловлен присутствием этого человека. У тебя есть постоянный наблюдатель. Как бы ты ни старался, ты все равно не будешь таким, каков ты сам по себе. Приходится соизмерять свои желания с окружающими людьми.

Для меня было очень важным открытием просто идти по улице и совершать спонтанные действия. И мне не нужно было говорить: «Слушай, братан, давай зайдем и купим шоколадку?» Я просто пошел и сделал это.

— Какое у тебя самое сильное желание сейчас?

— Да просто делать свое дело хорошо. У меня есть цели, например, сделать свой концерт с оркестром, сделать много камерных произведений с концертмейстером, выступить в разных местах. Но это нельзя назвать мечтой. Мне важно, чтобы люди, которые вокруг меня, радовались. Поэтому я всем этим и занимаюсь.

Тифлокомментарий: цветная вертикальная фотография в белой рамке на темно-синем фоне. Олег стоит и широко улыбается, почти смеется. Он сложил руки с длинными пальцами на животе в области солнечного сплетения. На музыканте белоснежная рубашка с воротником-крылом с высокими краями, крупный темный галстук-бабочка и синий пиджак с отливом и узкими лацканами. За Олегом серая стена.

Я не знаю, о чем мечтать. Я же не знаю, что будет. Мы живем на этой планете первый раз. Никто второй раз не живет. Во всяком случае, не знаю таких людей. Мы как будто приехали в незнакомую страну. Вот если представить, что у нас нет интернета и мы не видели эту страну в гугловских картинках, какие могут быть мечты в этом случае? Ты просто приезжаешь и смотришь. Как увидел, так и записал для себя. Только здесь речь о путешествии не в пространстве, а во времени.

Я глубоко убежден, что наш способ планирования, то, как мы свою жизнь простраиваем, — все это очень похоже на то, как я живу, когда я не вижу. Ты идешь по улице и не знаешь, что будет впереди, ты просто идешь. Тебя может ожидать что угодно, и ты к этому готов. Поэтому мне очень легко поверить в то, что я не знаю будущего, и принять это. И мне с этим прекрасно. Мне очень хорошо проиллюстрировала жизнь эту штуку.

Нужно просто делать то, что делаешь сейчас, загадывать трудно. Вот все люди очень хотят... Впрочем, не знаю, может быть, уже и не хотят, и все поняли. Я говорю о том, что люди, когда планируют, они думают, что если они все правильно рассчитают: сказать одному то, другому это — то все сойдется. Им кажется, что они знают все вводные.

— И всем управляют! Нет, это никуда из людей не делось.

— Но мы не можем. Человеческий мозг просто не способен обработать столько факторов. Ты не видишь картину сверху, ты видишь ее только изнутри. И ты не знаешь, как это — быть снаружи. То же самое со временем. Мы видим только одну секунду. И знаем прошлое.

— То, что ты описываешь, очень мне напоминает буддийское состояние потока, когда ты не предполагаешь что-то, ты просто встречаешься с вещью или событием, и в зависимости от того, что это, ты начинаешь как-то с этим соотноситься. Мне кажется, это очень крутое умение, которого многим из нас не достает.

— Да и я все не всегда умею. Я могу выпасть в человеческую панику, присущую всем, и начать переживать, звонить своему концертному директору. Но это понимание — оно всегда со мной.