Среди незрячих и слабовидящих людей есть огромное количество любителей футбола. Большинство из них увлеклись им еще задолго до того, как на стадионах стала формироваться доступная среда и начали работать тифлокомментаторы.
Есть много способов наблюдать за игрой: смотреть футбол с друзьями без нарушения зрения, слушать эмоции других болельщиков на стадионе, почерпнуть информацию из того, что говорит комментатор трансляции. С развитием интернета в последние годы появилось множество футбольных аналитиков, описывающих и разбирающих матчи в мельчайших деталях.
Но, конечно, для незрячего болельщика лучший способ приобщиться к футболу — тифлокомментирование. Рассказываем, как развивалось тифлокомментирование футбола в России и как этот вид спорта становился доступнее для болельщиков.
С чего все началось
В 2018 году в России проходил Чемпионат мира по футболу. В преддверии организовали Кубок конфедераций, который проводится организаторами мундиаля, чтобы протестировать готовность инфраструктуры к основному действию.
Все международные футбольные турниры проходят в рамках обязательных регламентов, утвержденных международными футбольными ассоциациями. Чемпионат мира организуется под эгидой FIFA, самой крупной из них. В соответствии с ее правилами турниры должны быть обеспечены средствами доступности для людей с инвалидностью. В положении о проведении чемпионатов мира в качестве обязательного условия указано тифлокомментирование.
Для того чтобы осуществлять эту услугу, весной 2017 года были приглашены спортивные комментаторы, работавшие на радиостанции «Спорт FM». Для них были организованы тренинги и практические занятия.
Рассказывает спортивный журналист, ведущий программ «Первого спортивного радио» и тифлокомментатор футбольного клуба «Спартак (Москва)» Алексей Золин:
Во время Чемпионата мира тифлокомментирование было организовано и на официальной интернет-радиостанции Всероссийского общества слепых «Радио ВОС». Тифлокомментаторы из той же команды, не задействованные во время того или иного матча на стадионе, работали в студии.
Автор фото: Дмитрий Садовников
Тифлокомментарий: цветная фотография. Солнечный летний день. У входа в стадион футбольного клуба «Спартак — Москва» толпятся болельщики и стоит скульптура гладиатора. Фасад стадиона покрыт красно-белыми ромбовидными панелями, над входом — синий экран с белыми надписями на английском языке «Чемпионат мира по футболу 2018. Россия, Москва».
Чем отличается комментатор от тифлокомментатора
Часто можно услышать мнение, что футбольные тифлокомментаторы не нужны на теле- и радиотрансляциях, потому что на футбольных матчах всегда есть комментаторы, которые рассказывают о том, как проходит игра. Это далеко не так.
Профессиональные футбольные комментаторы, работающие на телевидении, строят свои репортажи исходя из того, что те, кто их слышит, еще и видит картинку на экране. Поэтому они почти не говорят о том, что непосредственно происходит на поле, а развлекают зрителей различными историями, историческими фактами или делятся своим мнением о командах и событиях, происходящих вокруг футбольных клубов. Полезной информации, из которой незрячий или слабовидящий человек мог бы получить представление о ходе матча, в таких комментариях почти нет.
Казалось бы, радиорепортажи больше отвечают потребностям незрячих людей, ведь радиослушатель тоже не видит матч, но и это не совсем так.
Объясняет Алексей Золин:
«Тифлокомментарий, в отличие от радиорепортажа, это не просто рассказ о ходе матча. Футбол ведь не просто игра. Есть очень много сопутствующих деталей, которые для зрячего человека — само собой разумеющееся, а для незрячего болельщика они формируют ту самую неповторимую футбольную атмосферу, создающую эмоции, за которые все так любят футбол.
У комментаторов на профессиональном сленге есть такое выражение: „Гонять мяч“. Это когда комментатор просто перечисляет, у кого в данный момент находится игровой снаряд, кто куда побежал и кому его отдал, и многие думают, что тифлокомментирование — что-то вроде этого.
Но в тифлокомментировании, если говорить о самой игре, нужно рассказывать еще и о построении команд, об игре без мяча, о тактических действиях. Кроме того, нужно говорить о том, что футболисты делают в паузах, о том, как они выглядят, какие у них выражения на лицах, как они празднуют голы и огорчаются неудачам. А ведь есть еще судьи, тренеры, фанаты — все это часть футбольной атмосферы, которую надо описывать. Причем нельзя опаздывать ни на секунду, ведь одно из важнейших правил тифлокомментирования — незрячий человек должен получать описание информации в тот же момент, когда и остальные зрители. Иначе, представьте себе, стадион на что-то бурно реагирует, а слепой или слабовидящий болельщик просто не понимает, в чем дело. Поэтому тифлокомментатор во время матча не замолкает ни на секунду».
Тифлокомментарий: цветная фотография. Молодой мужчина с темными волосами стоит в комментаторской кабине. На нем темно-синяя олимпийка и бейджик с надписью «Организатор». За ним пустое футбольное поле и пустые трибуны с синими и белыми креслами, из которых составлена надпись «Динамо».
Как тифлокомментирование стало частью российского футбола
После окончания Чемпионата мира тифлокомментирование продолжило свое шествие по футбольным стадионам России. Мундиаль стал лишь стартом для его развития. Произошло это благодаря активным незрячим болельщикам и активистам в футбольных клубах, которые убедили клубное руководство в необходимости поддержки такой опции на футбольных матчах.
Сначала команда сотрудников «Радио ВОС» предлагала футбольным клубам свои услуги на безвозмездной основе. Сотрудники радиостанции вместе с одним из футбольных тифлокомментаторов приезжали на московские стадионы со всем необходимым оборудованием и организовывали тифлокомментирование для незрячих болельщиков, посетивших арену, и трансляцию в радиоэфир.
Довольно скоро стало очевидным, что тифлокомментирование футбола востребовано, и некоторые футбольные клубы взяли на себя заботы по его обеспечению.
Говорит Артем Ребров, вратарь московского клуба «Спартак» с 2011 по 2021 годы, с 2021 года — технический координатор клуба, основатель благотворительного фонда «Своими глазами»:
«Когда у нас появилась материальная возможность заниматься благотворительной деятельностью, мы решили помогать незрячим людям. Хотелось, конечно, чтобы это было связано с футболом. Я тогда играл в „Спартаке“, Антон Дубовский — директор фонда, преданный болельщик красно-белых, все сотрудники фонда, так или иначе, связаны с клубом. Тогда родилась идея, чтобы те, кто не может увидеть игру любимой команды своими глазами, смогли бы сделать это с помощью нашего фонда. Отсюда и название.
О тифлокомментировании я узнал благодаря Всероссийскому обществу слепых, меня пригласили на встречу с незрячими болельщиками „Спартака“. Когда мы были на ней, ребята рассказали об этой технологии. Мы сразу поняли, что было бы просто отлично, если бы незрячие болельщики, которые уже ходили на стадион раньше, могли чувствовать себя более комфортно, и чтобы другие слепые и слабовидящие люди могли приходить на матчи „Спартака“ и поддерживать команду наравне со всеми.
Наш фонд закупил оборудование для тифлокомментирования, которое работает на стадионе до сих пор».
Услуга тифлокомментирования предоставляется на домашнем стадионе «Спартака» на постоянной основе с марта 2019 года.
К моменту публикации этой статьи пять клубов, играющих в высшем футбольном дивизионе России, обеспечивают для своих болельщиков тифлокомментирование домашних матчей. Помимо «Спартака», это «Локомотив», ЦСКА, «Крылья советов» и «Зенит».
В других странах
Там, как и в России, футбольное тифлокомментирование гораздо более молодое направление, чем, например, тифлокомментирование кинематографа. FIFA впервые ввела в регламент проведения Чемпионатов мира эту услугу в 2006 году, когда турнир проходил в Германии.
Далеко не все европейские клубы предоставляют своим болельщикам тифлокомментирование. Как и у нас, многое зависит от самих незрячих и слабовидящих фанатов. От их активности. Но здесь нужно подчеркнуть, что европейская школа футбольного комментирования довольно существенно отличается от современных российских тенденций. В том смысле, что в западных странах телевизионные и радиокомментаторы сосредоточены в большей степени на игре, а не на сопутствующей информации. И незрячие любители футбола чувствуют себя в целом комфортно. Однако такое понятие, как тифлокомментирование футбола, и за границей имеет место.
Еще одно отличие российского подхода состоит в том, что здесь изначально сложилась практика, что футбольными тифлокомментаторами стали профессиональные спортивные комментаторы. В других странах же эту задачу часто выполняют волонтеры.
Выход на европейский уровень
За последние семь лет тифлокомментирование стало неотъемлемой частью футбольной индустрии. Однако до недавнего времени трансляторы футбола не обращали на него внимания. Хотя это кажется логичным — включить дополнительное озвучивание в репортаж. Ведь большинство незрячих болельщиков все-таки следят за матчами не на стадионах, а дома. А технологии современного телевидения и трансляций в интернете позволяют сделать это, не прилагая особых усилий.
Ситуация изменилась в сентябре 2024 года. «Okko Спорт» запустил тифлокомментирование матчей Лиги чемпионов УЕФА. Для того чтобы к нему подключиться, пользователю нужно во время просмотра трансляции или ее повтора выбрать соответствующую карточку матча.
Рассказывает шеф-редактор спортивной редакции Okko, спортивный журналист и комментатор Владимир Стогниенко.
«О тифлокомментировании я узнал весной этого года, когда комментировал для слепых и слабовидящих болельщиков матч Россия — Сербия в мобильном приложении «Особый взгляд». Но то, что незрячие люди увлекаются футболом и смотрят Okko, знаю давно. Когда мы только запустили этот сервис и стали транслировать английскую премьер-лигу, ко мне обращались такие пользователи с просьбой поправить доступность мобильного приложения.
Okko — это не телевидение в обычном понимании. Это прежде всего сервис, который предлагает различным категориям людей услуги. Если говорить о футболе, то прямые трансляции. Мы максимально заинтересованы в расширении нашей аудитории. Нам важно, чтобы каждый человек мог получать доступ к контенту, который мы предлагаем. У нашего отдела маркетинга возникло несколько идей, чтобы большему количеству людей было смотреть футбол удобней и приятней. Так, например, появился семейный комментарий — для того, чтобы просмотр матчей был интересным детям. И, конечно, тифлокомментирование. Такая инициатива стала возможной, потому что в России проживает большое количество людей, у которых есть особенности зрения, и сделать сервис доступным для них вполне очевидная вещь.
Мы начали с того, чтобы обеспечивать тифлокомментарием матчи с самыми интересными вывесками в каждом туре Лиги чемпионов. Разумеется, мы следим за статистикой просмотров: сколько пользователей подключают эту опцию. И сейчас понятно, что есть заинтересованная аудитория. Хотя какие-то выводы делать еще рано. Но я думаю, что у этого направления есть перспектива. В том числе и потому, что многие люди, не имеющие проблем со зрением, тоже предпочитают описательный комментарий, поскольку во время трансляции заняты чем-то еще, например, управляют автомобилем, совершают пробежку или еще что-то в этом роде. Им удобно, чтобы им рассказывали все подробности матча.
В конце сезона мы посмотрим общую статистику и примем решение о том, как это направление будет развиваться в Okko в дальнейшем.
Если интерфейс сервиса имеет сложности с доступностью для программ экранного доступа, мы готовы работать над этим. Я прошу всех незрячих пользователей «Okko Спорт» обращаться в службу технической поддержки и рассказывать о том, с какими проблемами невизуальной доступности вы сталкиваетесь в нашем приложении. А наши технические специалисты, в свою очередь, будут стараться делать наш продукт лучше и доступней для всех".
Что дальше
Опыт показал, что футбольное тифлокомментирование действительно востребованное и перспективное направление. Несмотря на то, что в нормативно-правовых документах эта область создания доступной среды пока никак не регулируется, прогресс за последние семь лет действительно значительный. Незрячие пользователи, футбольные клубы и организации, а теперь еще и стриминговый сервис, проявляют к ней большой интерес.
С другой стороны, пространство для развития еще очень большое. Несмотря на популярность футбола, футбольное тифлокомментирование никак не осуществляется на федеральном телевидении, хотя технические возможности для этого существуют. Большинство российских клубов, в том числе популярных и выступающих в премьер-лиге, пока никак не поддерживает своих незрячих болельщиков.
Стоит отметить, что все результаты, о которых говорилось в этой статье, в основном были достигнуты благодаря инициативе и активности незрячих любителей футбола. В тех клубах, которые сейчас обеспечивают тифлокомментированием свои матчи, именно они донесли до руководителей свои потребности. А это значит, что многое зависит от того, насколько самим незрячим людям нужно тифлокомментирование футбола.
«К нам на радио пришли люди, которые выиграли тендер на проведение тифлокомментирования на Кубке конфедераций и предложили попробовать себя в этой сфере. Это была отличная возможность не только попасть на стадион во время такого большого турнира, но и поработать на нем, что для любого комментатора отличный опыт. Мы, разумеется, согласились. Правда, понятия тогда не имели, что это за тифлокомментирование такое.
Нас отправили пройти подготовку, к чему мы, надо сказать, отнеслись довольно скептически. Ведь мы работали на радио и делали футбольные репортажи. Конечно, мы думали, что без проблем сможем рассказывать о ходе футбольных матчей для тех, кто не видит картинку. В действительности оказалось, что все совсем не так. И тифлокомментирование существенно отличается от радиорепортажа.
Обучение было организовано на отличном уровне. Мы отработали все матчи Кубка конфедераций, а в следующем году нас пригласили работать и на Чемпионат мира. Там я провел тифлокомментирование 13 матчей на стадионах в Санкт-Петербурге и Самаре».