Как Ася сама в магазин училась ходить

Тифлокомментарий: здесь и далее по тексту – цветные схематичные иллюстрации. Молодая женщина с длинными темными волосами в фиолетовой майке и желтой юбке катит тележку с продуктами мимо торговых прилавков к кассе. У тележки стоит темноволосая девочка лет восьми в желтой футболке и оранжевой юбке. За кассой стоит молодая брюнетка – кассир.

Тифлопедагог и специалист по ориентированию и мобильности Марта Любимова написала рассказ о том, как подготовить незрячего ребенка к самостоятельному походу в магазин. Через диалог мамы с дочкой она показывает, о чем в первую очередь нужно рассказать. Текст можно прочитать вместе с ребенком, а затем, следуя советам, отправиться в супермаркет.

— Мама, когда я сама буду ходить в магазин за покупками? — спросила однажды Ася свою маму.

— Сначала нужно научиться ходить до магазина и обратно, выучить маршрут, научиться делать покупки, тогда сможешь.

— А я уже хочу начать учиться! Я уже взрослая! Давай сегодня начнем учиться, — настойчиво сказала Ася.

Мама немного подумала и ответила:

— Хорошо, давай сначала подумаем, что нам необходимо купить.

— Давай. Я думаю, что нам нужны конфеты, можно еще шоколадки купить, — размечталась Ася, но у мамы были другие планы.

— Ты, наверное, замечала, какие большие сумки с покупками я иногда приношу. Но я покупаю не все подряд. Я составляю список покупок.

— Давай и мы составим! Вот: конфеты, шоколад, — начала перечислять Ася.

— Конфеты мы можем купить, но ведь мы не можем есть только их. И в список продуктов могут входить не только продукты, но еще и бытовая химия, это разные порошки для стирки, мыло, одежда, посуда и многое другое.

И мама начала свой рассказ.

Как подготовиться к посещению магазина?

Тифлокомментарий: уже знакомые нам темноволосые женщина и девочка в супермаркете со светлыми стенами. Они стоят у прилавка, складывают продукты в тележку. На женщине синий топик и фиолетовые брюки. На девочке те же желтая футболка и оранжевая юбка.

— Чтобы купить все, что действительно нужно, и не обнаружить потом дома, что чего-то не хватает, необходимо к походу в магазин подготовиться. Для этого следует ответить самому себе на некоторые вопросы и приготовить все, что может понадобиться в магазине. Первый вопрос: «Что необходимо купить?». Для того чтобы нам с тобой понять, давай подумаем, что мы приготовим на ужин, и проверим, все ли продукты у нас для этого есть.

— Давай приготовим пирожки с картошкой, — попросила Ася.

Мама с Асей проверили продукты в холодильнике и поняли, что для пирожков необходимо купить картофель, молоко и яйца.

— А еще у нас заканчивается мыло и зубная паста, их мы купим немного заранее, чтобы у нас уже была замена, когда они закончатся. Иногда у продуктов кончается срок годности, их тоже нужно заменить. Ты можешь написать себе список будущих покупок по Брайлю.

Мама продолжила:

— Возьми с собой рюкзак для покупок, тогда ты сможешь пользоваться белой тростью, а вторая рука у тебя будет свободна. Еще важно выбрать время для посещения магазина. В магазинах бывает час пик, это время, когда в нем самое большое количество покупателей. Обычно это происходит вечером, когда все возвращаются с работы. Незрячему человеку по возможности лучше не посещать магазин, когда в нем очень много людей, так как сотрудники будут заняты, магазин не сможет найти свободного сотрудника, который поможет посетителю с нарушением зрения. Час пик в магазинах, которые находятся в жилых кварталах, длится с 17:00 до 21:00. В офисных районах активность возрастает в обеденное время — с 12:00 и до 16:00. Предсказуемо, что больше всего покупок приходится на пятницу и выходные, а понедельник считается днем с минимальным количеством посетителей. Сейчас как раз первая половина буднего дня, посетителей будет не очень много.

Какие бывают магазины?

Тифлокомментарий: молодая брюнетка с короткими кудрявыми волосами и темноволосая девочка стоят в торговом отделе с желтыми стенами. Перед ними — разноцветные коробки и оранжевый стеллаж с мягкими игрушками и обувью. На женщине темная майка и фиолетовые брюки, на девочке желтые майка и шорты.

Ася с мамой оделись и вышли из дома.

— А в какой магазин мы пойдем? Они все одинаковые?

— Нет, магазины бывают разные. Есть строительные, обувные, книжные и другие. Но сегодня нам с тобой нужны продукты и бытовая химия, поэтому мы пойдем в магазин, где продаются разные товары. Такие магазины тоже бывают разные. Если ты можешь зайти в магазин и купить один товар, одну штуку, то такой магазин называется магазином розничной торговли. Они бывают такие:

Минимаркет — магазин небольшого размера с минимальным набором товаров первой необходимости. Такие небольшие магазины бывают в деревнях, дачных поселках, внутри маленьких кварталов.

Универмаг — это такой магазин, где покупатели не берут сами товары, их выдает продавец, который стоит за прилавком. Отделов может быть несколько, в каждом свой продавец. Такие магазины были распространены раньше. Магазины с прилавками очень удобны для посетителей с нарушением зрения.

Гастроном — магазин, торгующий только продуктами питания, хотя могут быть и некоторые сопутствующие товары, например, бытовая химия, самые необходимые хозяйственные товары.

Супермаркет — магазин самообслуживания со стандартным ассортиментом товаров, в нем обычно можно купить все необходимое для приготовления еды и домашнего хозяйства.

Гипермаркет — магазин самообслуживания с внушительным и разнообразным ассортиментом, большим запасом товаров на полках и на складе.

Кэш-энд-керри — отличается от гипермаркета тем, что продает товар не поштучно, а упаковками, коробками.

Маршрут до магазина

— Мы чаще всего ходим в супермаркет? — уточнила Ася.

— Да. Для незрячих людей, особенно для тех, кто только начинает самостоятельно делать покупки, возможно, удобнее начинать с магазинов с прилавками, особенно хорошо, если такие магазины есть поблизости. Но у нас рядом такого магазина нет, поэтому мы с тобой вместе, а потом ты сама, пойдем в ближайший супермаркет.

Ася и мама подошли к магазину.

— Сначала нужно выучить маршрут до магазина, а затем обратно. Можно учить его постепенно, например, когда мы с тобой будем ходить в магазин вместе, ты будешь идти рядом сама с белой тростью. Так ты постепенно выучишь маршрут. Вот мы почти подошли к супермаркету.

Посещение супермаркета

— Найди тростью крыльцо, — сказала мама. — Поднимись по ступенькам и найди двери. Обычно в супермаркете первые двери стеклянные и они раздвижные, открываются сами, когда к ним подходишь. За ними небольшое пространство, как маленькая комната, здесь часто стоит стол для упаковки товаров, могут находиться ящики для хранения личных вещей, корзины и тележки. В магазине самообслуживания покупки в свои пакеты и сумки класть не принято.

Мама продолжила:

— Из этого пространства в магазин обычно ведут стеклянные раздвижные двери. Иногда двери одни и ведут сразу и в магазин, и в кассовый зал, а иногда двери слева и справа, одни на вход, другие — на выход. У нас сейчас одни двери. Давай зайдем в зал. Слышишь, здесь другая акустика? Большое пространство. А теперь давай пройдем несколько шагов вперед, чтобы никому не мешать, и прислушаемся. Тебе нужно найти кассу, чтобы там попросить о помощи с покупками. Как ты думаешь, где касса?

— Я думаю, что касса слева, там разговоры людей и особый звук, когда сканируют покупки, товар.

— Да, все верно, когда нужно будет совершить покупки, тебе нужно будет аккуратно идти на звук кассы. Поскольку в магазине может быть много людей, трость можно немного «укоротить», возьми ее ниже ручки, пусть она осматривает пространство за шаг, так будет меньше вероятности, что кто-то наступит на трость или споткнется об нее. Кога найдешь тростью кассу и звук будет совсем рядом, прислушайся, дождись паузы в разговоре, если продавец говорит с покупателями и обратись к кассиру. Скажи: «Я покупатель с нарушением зрения, мне нужна помощь, чтобы совершить покупки, не могли бы вы позвать свободного сотрудника?» Возможно, тебе придется немного подождать. Затем, когда к тебе подойдет сотрудник, возьми его за руку чуть выше локтя. Если продавец не догадается, попроси, чтобы он нес корзину для покупок или вез тележку сам, так как ты можешь задеть товар на полках, он может упасть и разбиться. Затем ты можешь озвучить продавцу, что ты хочешь купить. Давай я сначала проведу тебе маленькую экскурсию по супермаркету, а затем ты попробуешь совершить покупки сама.

Как устроен торговый зал

Они зашли в зал с товарами, мама начала рассказ:

— Конечно, во всех супермаркетах товары не лежат всегда в одном порядке, но все-таки чаще всего некоторые товары в небольших супермаркетах лежат с определенной закономерностью. Обычно самые востребованные товары находятся в конце торгового зала, это сделано для того, чтобы покупатели не брали нужное сразу у входа, а прошли весь торговый зал и, возможно, приобрели то, что не планировали. Сопутствующие товары часто группируют на одном прилавке. Так, овощи и фрукты чаще всего продаются у входа в супермаркет. Иногда витрины находятся вдоль стены, а иногда в виде «острова» в центре, такой прилавок можно обойти со всех сторон. Часто рядом могут находиться холодильники, в которых хранятся зелень, грибы, соленья. Где-то рядом обычно есть прилавок с консервами. Дальше, вдоль стен по периметру, стоят молочные прилавки, рядом с молочными продуктами зачастую располагают яйца и майонез. Затем колбасный и мясной отделы, рыба, кулинария. Ближе к выходу находятся прилавки с хлебом и выпечкой, перед самими кассами обычно продаются соки, воды, алкоголь. В центре зала рядами стоят прилавки. Обычно есть ряд с чаем и кофе, отдельный ряд с кондитерскими изделиями, продуктами быстрого приготовления, отдел с бытовой химией и хозяйственными товарами, отдел с крупами и макаронами, рядом обычно располагаются мука, сахар и остальные необходимые товары для выпечки. Отдельно имеется зона с холодильниками и морозильниками, в которых лежат замороженные и свежие мясо, курица, фарш, овощи. Морозильные камеры с мороженым стоят обычно у касс, чтобы мороженое не растаяло, пока покупатель делает покупки. Есть еще отдельная категория товаров, которую условно можно назвать «товары на кассе», это шоколад, жвачки, батарейки, леденцы и другие мелочи.

Ася с мамой прошлись по всему супермаркету до касс и обсудили расположение товаров и отделов в их супермаркете. Мама продолжила:

— Мы с тобой обсудили, какие бывают отделы и где они чаще всего находятся. Давай теперь поговорим о разнообразии товаров в каждом отделе. Дело в том, что каждый вид товаров производят разные производители, их продукция может отличаться по цене, качеству, упаковке. Давай мы сейчас подойдем к молочным товарам и посмотрим, какое там разнообразие.

Выбираем товар

Ася с мамой подошли к молочному отделу.

— В молочном отделе на прилавках стоит молоко, кефир, ряженка, йогурты, творог и другие молочные продукты. Давай посмотрим, например, молоко и кефир. Их изготавливают разные производители. Часто один производитель производит и молоко, и кефир, и другие продукты.

Мама перечислила некоторых производителей кефира и молока, которые стояли на прилавках.

— У всех производителей разная цена. У кого-то она может отличаться незначительно, а у кого-то — заметно. Еще у разных производителей может быть одинаковая упаковка, а может отличаться формой. Часто семьи покупают какого-то одного или несколько любимых производителей. Мы тоже обычно покупаем одинаковые продукты. Может быть, ты вспомнишь производителей, которых мы покупаем?

Как потом понять, что купил? Маркируем товар

— Когда выбираешь продукты, нужно заранее подумать о том, как потом дома будешь их разбирать и различать. Есть товары, которые легко можно отличить по форме. Но бывают продукты, средства бытовой химии и другие товары с упаковкой одинаковой формы. То есть форма и размер упаковки могут быть совершенно одинаковые, а вот содержание — разное. Например, консервированные овощи: фасоль, горох, кукуруза. А еще шампунь и бальзам для волос, молоко и кефир, крупы в коробках. Но и здесь есть выход!

Мама продолжила:

— Во-первых, ты можешь спросить у продавца, есть ли возможность приобрести продукты в разных упаковках от разных производителей. Если такой возможности нет, то упаковки ты можешь промаркировать сама. Для этого можно использовать маленькие пищевые пакеты или канцелярские резинки. Представим, что тебе нужно приобрести консервированные кукурузу, горох и фасоль. Кукурузу можно положить в один пакет, горох в два, а фасоль оставить без пакета. Главное — не забыть потом свою систему маркировки. По такому же принципу можно промаркировать упаковки и резинками. Например, надеть резинку на бутылку с кефиром. Резинку можно не снимать все время использования бутылки. Можно надеть несколько резинок, если одинаковых товаров много. Еще можно использовать прозрачный перфорированный лейкопластырь. Моток лейкопластыря легко поместится в кармане, его легко оторвать без ножниц. Принцип маркировки такой же: оторвала кусочек лейкопластыря и приклеила на крышку бутылки кефира или на банку фасоли.

— А что делать, если нужных продуктов или других товаров, которые обычно покупаем, нет в магазине? — спросила Ася, немного подумав.

— Можно заранее продумать перечень продуктов или товаров, которые тебе подойдут, если в магазине не будет продуктов из списка. Ситуации может быть две: нет товара, который тебе нужен, и нет замены, нет товара привычного производителя. Давай разберем первую ситуацию. Ты, например, решила приготовить гречку. Но вдруг оказалось, что гречку не завезли или она закончилась. Что тогда можно сделать, как думаешь? — спросила мама Асю.

— Может быть, сварить макароны вместо гречки? — быстро сообразила Ася.

— Отличный вариант! — похвалила мама Асю. — Можно заменить товар на другой или купить его позже, если нет срочности, можно сходить в другой магазин. По этой причине продукты и бытовую химию лучше покупать не тогда, когда совсем все закончилось, а немного заранее. Например, заметила, что шампуня осталось меньше половины флакона, в ближайший поход в магазин можно запланировать его покупку. Помимо того, что нужного шампуня может не быть в магазине, ты можешь еще и забыть его купить. Так что многое лучше продумывать заранее. А теперь представим ситуацию, что нужная категория товара есть, а нет именно того, что ты обычно покупаешь? Что в этой ситуации делать?

— Наверное, можно купить похожее. Как выбрать? Попросить продавца посоветовать? — спросила Ася.

— Один и тот же продукт часто продается от разных производителей, — сказала мама. — Если нет нужного товара, то можно спросить у продавца-консультанта, какие бренды и производители данного вида товара имеются. Но нужно обязательно уточнить их цену, форму упаковки, попросить прочитать состав. Так ты сможешь выбрать подходящую замену. Можно напрямую у продавца спросить, есть ли что-то похожее в той же ценовой категории. А еще при выборе нужно понимать, на что мы опираемся, когда отдаем предпочтение тому или иному товару. Задумайся, что для тебя сейчас важнее: качество, упаковка, срок хранения, цена и так далее. Может быть, для тебя важным является несколько критериев, тогда ориентируйся на них. Можем потренироваться выбирать аналоги нашим покупкам.

Способ оплаты

— Когда вы с помощником выбрали все, что необходимо, вы идете на кассу. Перед кассой в супермаркете есть специальная движущаяся лента, на нее выкладывают товар, он двигается на ленте по направлению к кассиру. Чтобы кассир знала, где заканчивается товар одного покупателя и начинается следующего, товар разделяют специальным разграничителем, который похож на палку. Продавец берет товар по одному и сканирует, в этот момент слышен своеобразный звук. Дальше продавец кладет товар на специальную тумбу, где его упаковывают в пакеты или сумки. Пока сканируют товар, нужно определиться со способом оплаты, будешь платить наличными деньгами или выберешь безналичный способ оплаты (карточка, QR-код). Во время покупок можно пользоваться калькулятором или считать в уме, на какую сумму выходят покупки, чтобы быть уверенной, что хватит денег рассчитаться. Если вдруг оказалось, что денег не хватает, то можно попросить продавца отменить товар, на который не хватает денег. Наличные деньги лучше заранее разобрать по номиналу, чтобы на кассе было проще и быстрее оплатить покупки. Можно разложить деньги по разным карманам кошелька, сложить их по-разному. Если оплата будет осуществляться карточкой, ее нужно приготовить заранее, пока сканируют товар, чтобы не задерживать очередь.

— А как оплатить карточкой? Дать ее продавцу? — уточнила Ася.

— Ни в коем случае! — ответила мама. — Сейчас мы с тобой подойдем к свободной кассе и изучим терминал оплаты.

После этих слов мама и дочка подошли к терминалу. Затем мама помогла Асе осмотреть, как устроена касса, где находится терминал оплаты, как его найти самой, куда прикладывать и куда вставлять карточку. А затем они потренировались набирать пароль.

— Пароль всегда можно поменять на такой, который ты сможешь легко набрать. Если ты вдруг растерялась и не смогла найти терминал оплаты, то можешь сама держать карточку в руке и попросить продавца направить твою руку на терминал. Нельзя передавать свою карточку другим людям, тебе ее могут не вернуть или заменить на другую.

Мама с Асей закончили покупки и пошли домой. Всю дорогу домой Ася представляла, как она сама будет ходить в магазин, представляла, как она зайдет, попросит помощи, а потом с гордостью вернется домой. И еще представляла, как мама обрадуется, когда узнает, что Ася самостоятельно сходила в магазин и сама все купила.

Дома они разобрали покупки. Что-то положили в холодильник, что-то — в морозильник, другие товары отправились в кухонные шкафы, а бытовая химия — в шкафчики в ванной. Конфеты они не забыли купить, Ася сама их положила в вазочку на столе.