Незрячий подросток в вузе: как решить бытовые проблемы

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: Тифлокомментарий: цветная фотография. На фоне сиреневого неба с розовыми облаками видны темные силуэты выпускников вуза. Юноши и девушки одеты в мантии и квадратные академические шапочки с длинной кисточкой.

«От сессии до сессии живут студенты весело!»: нередко при поступлении в высшее или среднее учебное заведение эта фраза — единственное, что слышал незрячий подросток о студенческой жизни. Как сделать так, чтобы жизнь незрячего человека в стенах вуза была комфортной? Как помочь подростку найти время на отдых, чтобы потом он смог вспомнить студенческие годы как лучшие? Об этом рассказывает тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова.

Самое горячее время у инструкторов по ориентированию и мобильности — август. Именно в этом месяце многие осознают, что начало обучения не за горами и нужно что-то делать.

Вот одна история: незрячий парень из региона поступил в МГУ, но так получилось, что он никогда в руках не держал белую трость. Каждый год перед сентябрем начинаются звонки. «Что делать?» — спрашивают мамы. И это интересный вопрос: получается, что незрячие дети часто имеют отличные академические знания, но порой совершенно не владеют социальными навыками, а именно навыками самостоятельного передвижения и самообслуживания.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Идет лекция в большой аудитории. Вид с последнего ряда на кафедру. Преподаватель в белой рубашке пишет мелом на доске, несколько десятков студентов слушают и конспектируют.

Что же делать?

Если вы только выбираете учебное заведение, то стоит подумать, будет оно в вашем городе или в другом. Выбирать нужно лучшее из предложений, которые есть по интересующему ребенка направлению. Не ориентируйтесь только на то, в каком городе находится учебное заведение, ведь цель не обучение, а его результат. Незрячий студент должен получить хорошие знания для того, чтобы стать отличным специалистом и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Если интересующее учебное заведение находится в вашем городе, то это, конечно, более простой вариант для адаптации незрячего подростка. Но давайте рассмотрим разные варианты.

1. Незрячий подросток поступил в учебное заведение в своем городе.

Не пожалейте, потратьте лето на изучение пространства вокруг учебного заведения. Изучите маршруты от одного корпуса до другого. Договоритесь с администрацией учебного заведения о посещении учебного корпуса и территории во внеурочное время. Придите, когда в здании минимум людей для того, чтобы комфортно и спокойно посмотреть основные маршруты и расположение кабинетов. Изучите отдельно каждый этаж. Посмотрите расположение и устройство туалетов, основных кабинетов, столовой, лестничных маршей, лифтов, гардероба. Может быть, вам разрешат заранее посмотреть несколько учебных аудиторий.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный летний день. На фоне голубого неба возвышается главное здание Московского государственного университета. Центральную белую башню венчает шпиль со звездой, рядом стоят корпуса пониже. К университету ведет широкий проспект с зеленой аллеей.

Отработайте маршрут от входа до гардероба, до лестничного марша и т. д. Проработайте маршрут от дома до института и обратно, от института до ближайшего магазина и обратно. Это очень облегчит начало обучения. Пространство уже будет знакомым.

Да, родители могут каждый день провожать ребенка от дома до института. Иногда они даже увольняются с работы для того, чтобы водить ребенка до института и до аудиторий. Но таким образом семья только усложняет себе жизнь. Оттягивается момент наступления истинной самостоятельности.

2. Незрячий подросток поступил в учебное заведение в другом городе.

Готовиться к такой ситуации нужно заранее, как минимум за несколько месяцев. Иногда к моменту переезда незрячего студента в другой город семья осознает, что ребенок не может в полной мере себя обслужить, не умеет готовить, не может совершать покупки, не владеет финансовой грамотностью и т. д. Порой единственным решением проблемы кажется совместный переезд в другой город или переезд одного из членов семьи для проживания с незрячим студентом. В таком случае снимают квартиру рядом с институтом, а родственник (как правило, мама или бабушка) обслуживает студента в бытовом плане и водит его в институт. Если у членов семьи нет возможности сопровождать незрячего студента, родители находят в городе обучения волонтеров, компаньонов или платят одногруппникам за помощь.

Мы как-то сталкивались с ситуацией, когда мама незрячего студента из ближнего зарубежья ездила к сыну каждую неделю в Москву, привозила продукты на неделю и забирала грязное белье. Во время отсутствия мамы обязанность помогать парню возложили на соседа по комнате. Для того ситуация в скором времени стала в тягость, так как ему приходилось каждый день сопровождать юношу от общежития и обратно и помогать в быту.

Чему обязательно нужно научить заранее, если незрячий подросток собирается уезжать жить в другой город:

  1. Полностью самостоятельно и без напоминаний соблюдать навыки личной гигиены: мыть голову, бриться, решать вопросы маникюра и педикюра, чистить зубы, мыться.
  2. Следить за чистотой одежды и обуви, уметь стирать нижнее белье и носки. Знать, когда нужно менять одежду и т. д. Уметь подобрать гардероб в соответствии с ситуацией.
  3. Уметь пользоваться электроприборами для приготовления пищи: чайник, микроволновка, мультиварка, плита. Купить бытовую технику нужно заранее, для того чтобы незрячий ребенок имел возможность дома накопить опыт самостоятельного приготовления еды. Если необходимо, бытовую технику нужно адаптировать тактильными метками.
  4. Уметь готовить себе несколько базовых блюд. Научите ребенка самостоятельно готовить 3-5 блюд. Отработайте полностью весь цикл приготовления блюда до такой степени, чтобы незрячий подросток самостоятельно мог спокойно и уверенно приготовить себе еду.
  5. Уметь полностью самостоятельно делать покупки в супермаркетах и в интернет-магазинах.
  6. Владеть навыками использования белой трости и иметь опыт самостоятельного передвижения по маршрутам. Желательно уметь просить помощи у прохожих и пересекать перекрестки на слух.

Как вы видите, в описанных выше умениях нет ничего невозможного, но на все это нужно время. Переезд, обучение в новой обстановке со студентами без нарушения зрения, новые контакты, изучение учебного материала, все это может вызывать стресс у незрячего подростка. И если сюда добавляются еще и бытовые вопросы, то ноша может быть неподъемной. В результате навалившиеся проблемы могут привести к нервному срыву.

Незрячие студенты прекрасно могут самостоятельно учиться, самостоятельно жить, передвигаться и участвовать в студенческой жизни. Но для этого ребенка нужно готовить заранее, а не за неделю до начала учебного года.

Многих интересует вопрос: сколько нужно времени для того, чтобы научиться самостоятельно передвигаться? Здесь все индивидуально. Зависит от имеющегося опыта у человека, его памяти, способности учиться новому, мотивации. Кто-то за несколько часов может изучить и выучить сложный маршрут туда и обратно. Кто-то несколько месяцев изучает маршрут в одну сторону из точки А в точку Б.

Отсутствие самостоятельности на момент поступления — огромный дополнительный стресс для незрячего студента. Помимо сложностей учебы и социализации, в новых условиях на него сваливаются трудности быта.

Если не получилось заранее научить бытовым навыкам и самостоятельному передвижению, то максимально используйте летние месяцы перед переездом. Приезжайте в новый город не за три дня, а как можно раньше. Изучите институт, основные маршруты. Если студент будет жить в общежитии, изучите его: расположение комнат, туалетов, душевой. Решите вопрос с питанием: где можно купить продукты, где готовить и т. д.

Иногда родители говорят: «Мы не могли приехать раньше в новый город, так как были поздно объявлены результаты экзаменов и т. д». Да, возможно, вы не будете знать заранее, поступите в конкретное учебное заведение или нет, но вы можете отрабатывать бытовые навыки дома, обучаться базовым навыкам ориентирования и мобильности. Делайте это постепенно, в комфортном темпе, а не в авральном режиме.

Приезд родственника в новый город на первое время, на несколько месяцев или на полгода, конечно, облегчит процесс адаптации. Но только в том случае, если вы, как родитель, это время будете использовать с пользой, а именно — обучать незрячего подростка самостоятельной жизни.

Если же родитель, приезжая в общежитие, полностью обслуживает ребенка, то он не облегчает адаптацию, а усугубляет ее и отсрочивает время наступления самостоятельности. Рано или поздно незрячий подросток столкнется со всеми трудностями быта.

Но на самом деле не важно, в каком городе обучается незрячий студент, он в любом случае должен быть самостоятельным. Когда студент закончит учебное заведение, он должен выйти специалистом, готовым приступить к работе, а для этого недостаточно только владеть академическими знаниями. Специалист должен уметь дойти до работы, передвигаться по зданию, должен уметь принимать решения, брать на себя ответственность, знать правила этикета. И все это вне зависимости от того, есть у человека нарушение зрения или нет.

Ниже мы приведем истории двух незрячих людей, которые уже окончили учебное заведение.

Регина: «Вышло так, что в моей жизни не было специализированной школы, до 18 лет я жила дома. Обо мне заботились и очень любили, но это не всегда идет на пользу даже условно здоровым людям, а уж тем более людям с инвалидностью.

Когда я решила, что хочу уехать учиться за 4000 км, все родные, конечно, были удивлены и возмущены. Я на тот момент не умела совершенно ничего.

Могу сказать, что было очень сложно. Я не могла полностью сосредоточиться на учебе, так как нужно было привыкать готовить, стирать, убираться и учиться ориентироваться в пространстве. Если бы я на момент отъезда уже умела все вышеперечисленное, то у меня бы отнимало это гораздо меньше сил и времени. Именно так и было у моих друзей, которые обучались в школе-интернате для детей с нарушением зрения и которых к поступлению и самостоятельной жизни готовили заранее. Им хватало времени на все, в том числе и на то, чтобы учить меня убирать, обращаться с мультиваркой и плитой, готовить хотя бы что-то элементарное. а обращаться за помощью, просить, признавать, что не умеешь, было стыдно. С этим тоже пришлось справляться.

Потом, когда я забеременела и ушла в декрет, времени на быт стало больше.

Сейчас я живу уже не в общежитии, где все-таки была помощь как социальных работников, так и более опытных незрячих друзей, а в собственной квартире вместе с сыном. Трудностей в бытовом плане у меня практически не возникает. Активно приучаю к порядку зрячего сына, у него появляются обязанности, вместе мы отлично справляемся.

Детей очень важно готовить к самостоятельной жизни вне зависимости от того, есть ли у них инвалидность. Умение обслуживать себя пригодится каждому».

Тифлокомментарий: цветная фотография. В небольшой мультимедийной аудитории идет занятие. Молодой лектор в цветной рубашке стоит за кафедрой и что-то эмоционально рассказывает. На экран рядом с ним выведено изображение с проектора.

Даниил: «Когда я поступал на первый курс университета, у меня уже был опыт в ориентировании в пространстве и перемещении с белой тростью. Учиться этому я начал еще с 7 класса школы, когда начал терять зрение. В итоге я смог самостоятельно перемещаться до корпуса, не напрягая родственников и одногруппников, а спустя какое-то время и ходить от аудитории к аудитории. Я считаю, что умение дойти до необходимого объекта без помощи человека с хорошим зрением или с его минимальной помощью очень важно.
Сейчас я поступаю в магистратуру в другом городе. Я могу это сделать, так как не завишу от других людей как в плане перемещения, так и в плане самообслуживания. Это не будет сильно сложным. Но учился я всему этому не один год. Зная, что мне предстоит переезд, я учился готовить с Мартой Любимовой на специальных занятиях, организованных программой „Особый взгляд“. Безусловно, обучаться гораздо проще на знакомой кухне и в знакомом городе, под присмотром человека, который уже это знает, нежели постигать все на ходу, делая ошибки, которых можно было бы избежать».