Как работает Российская школа подготовки собак-проводников ВОС

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный план. Два лабрадора коричневого и белого цветов. Они стоят повернувшись мордочками друг к другу. На каждой собаке ошейник.

Собак-проводников в нашей стране начали готовить еще в 1945 году — в Центральной школе военного собаководства. Затем животных, прошедших специальную подготовку, передали военнослужащим, потерявшим зрение во время Великой Отечественной войны.

Помощь собак оказалась значительной. Через несколько лет во Всероссийском обществе слепых решили создать специальную организацию для обучения собак. В дальнейшем она получила название Российская школа подготовки собак-проводников Всероссийского общества слепых.

«Особый взгляд» побывал в гостях у школы и узнал, как сегодня проходит обучение собак-проводников.

Рабочий процесс

Российская школа подготовки собак-проводников ВОС находится в Купавне, одном из микрорайонов Балашихи. На территории школы расположены административное здание, гостиница для обучающихся, боксы с вольерами, учебный городок с элементами городской инфраструктуры и образцами препятствий, хозяйственные постройки и, конечно, памятник собакам-проводникам. На постаменте из черного гранита запечатлены в бронзе фигуры лабрадора-ретривера в рабочей шлейке и немецкой овчарки в ошейнике с поводком. Собаки именно этих пород чаще всего становятся проводниками незрячих людей.

Генеральный директор Российской школы подготовки собак-проводников Артем Астанин говорит: «Сегодня в школе проходят подготовку собаки четырех пород. Это собаки пород лабрадор-ретривер, золотистый ретривер, немецкая овчарка и восточноевропейская овчарка. 70-75% прошедших обучение собак относятся к породе лабрадор-ретривер, которая отличается дружелюбием и желанием помогать людям. В школе есть питомник, специалисты которого занимаются как племенным разведением щенков, так и закупкой новых у заводчиков для обеспечения генетического разнообразия потомства или для дальнейшей дрессировки.

В период обучения собак часть из них может быть подвергнута выбраковке. К примеру, лабрадоры-ретриверы — это подружейные собаки, у которых ярко выражен охотничий инстинкт. Если инструкторы-методисты при обучении собаки замечают, что этот инстинкт у нее развит слишком сильно, они выбраковывают ее и передают для работы в специальные службы (так, к примеру, было с палевым лабрадорам-ретривером по кличке Ватсон, который был передан таможенной службе при Правительстве Республики Таджикистан) или в семью как домашнего питомца.

А вот такие свойства собаки, как желание находиться рядом с человеком и помогать ему, инструкторами-методистами поощряются, развиваются и активно используются при дрессировке».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Дети и подростки позируют для фотографии на фоне натянутых у стены афиш Российской школы подготовки собак-проводников ВОС. В первом ряду рядом с детьми сидят три лабрадора, мальчик держит небольшой плакат красного цвета с наименованием школы.

Щенки и проходящие подготовку собаки проживают на территории школы в боксах с вольерами. До восьми-десяти месяцев они находятся в питомнике, где с ними занимаются воспитатели. В их задачи входит социализация собак и обучение их базовым навыкам послушания. Щенки содержатся в вольерах, поэтому возникает необходимость знакомить их с окружающим миром. Воспитатели выезжают с собаками в город для того, чтобы они привыкали и не боялись транспорта, многолюдных магазинов, детей и других животных. Реалии современного мира не должны пугать и отвлекать пса во время его обучения и работы.

Социализированных щенков из питомника переводят в вольеры с рабочем поголовьем, где с ними занимаются уже инструкторы-методисты. Они проходят общий курс дрессировки и обучаются навыкам сопровождения незрячего человека на маршруте, определению и преодолению препятствий. В среднем этот этап длится шесть месяцев, а весь производственный процесс — около 1,5 лет. После его завершения собаки сдают экзамен и готовятся к встрече со своими незрячими владельцами.

Передача собаки-проводника

«На сегодняшний день школа ежегодно выпускает более шестидесяти собак-проводников. Планово организуется десять заездов незрячих людей из разных регионов России. Количество обучающихся в заезде может быть разным — в зависимости от наличия сдавших экзамен собак и от готовности самих людей с инвалидностью по зрению приехать за ними», — говорит Артем Астанин.

Незрячие люди приезжают в школу на две недели. За это время они обучаются содержанию и ориентированию с помощью собаки-проводника в условиях городской среды.

Занятия с обучающимися начинаются с проверки навыков пространственной ориентации и самостоятельного передвижения. Незрячий методист школы Артем Абрамов, прошедший профессиональную подготовку в Бийском филиале ЦРС ВОС, проводит занятия по освоению навыков владения тактильной тростью и знакомит гостей с территорией школы.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Перед входом в кирпичное здание стоит группа людей в куртках и теплых кофтах. На некоторых мужчинах и женщинах надеты черные очки, а в руках у них белые тактильные трости. Рядом с ними собаки-проводники.

Далее каждый обучающийся занимается индивидуально с инструктором-методистом, который дрессировал передаваемую ему собаку-проводника. Под его руководством незрячий человек учится давать псу общие команды послушания и взаимодействовать с ним на маршруте. На территории школы есть учебный городок с разными вариантами препятствий и элементы малой архитектуры, которые имитируют объекты городской среды (фасады зданий, платформы, вагоны электропоездов, переходы и так далее). Здесь в свободное от занятий время обучающиеся могут самостоятельно отрабатывать навыки ориентирования в пространстве при помощи собаки-проводника.

Групповые занятия проходят в форме лекций ветеринарных врачей, инструкторов, методистов, они затрагивают аспекты содержания, ухода, коррекции поведения собаки-проводника. О правах незрячих людей, использующих при передвижении в пространстве собак-проводников, обучающимся рассказывает юрист.

«Для того чтобы пребывание в нашей школе незрячим людям запомнилось еще больше, мы организуем для них выезды. В свободный от занятий день отвозим их в музеи Москвы, экспозиции которых адаптированы для посетителей с нарушением зрения. Мы уже несколько раз были в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Музее русского импрессионизма, в Москвариуме, в Музее космонавтики, в Еврейском музее и в Центре толерантности. Министерство культуры проделывает огромную работу работу для того, чтобы обеспечить доступность своих экспозиций, это нужно увидеть и ощутить», — продолжает Артем Астанин.

Занятия незрячих людей с собаками-проводниками проходят на территории школы и поселка. При необходимости вместе с инструкторами-методистами они проводят выездные уроки, в том числе в московском метро.

«Был такой случай: один из обучающихся выражал опасение, что собака не сможет подняться в электропоезд с низкой платформы. Вместе с инструктором-методистом они приехали на станцию с низкой платформой, дождались электропоезда и убедились в том, что собака может в него войти. Таким образом опасения обучающегося были благополучно развеяны», — рассказывает Артем Астанин.

Незрячие люди, приезжающие за собаками-проводниками, проживают в школьной гостинице. Как только ученик готов находиться с собакой постоянно, пса переселяют из вольера в его комнату. Совместное проживание помогает им выстраивать отношения, учит понимать и заботиться друг о друге.

«Наверное, уже на второй день пребывания в школе ко мне в комнату подселили мою собаку. Тайсон — моя вторая собака-проводник, поэтому я знал, как ухаживать за ней и как с ней работать. В течение двух недель мы с Тайсоном привыкали друг к другу. Были и непростые моменты, но инструктор всегда помогал их решать», — рассказывает Иван из Арзамаса, владелец лабрадора-ретривера Тайсона.

Через две недели проживания в школе незрячий человек сдает экзамен по ориентированию на маршруте при помощи собаки-проводника. В случае успешной сдачи школа передает ему в пользование собаку с комплектом снаряжения, паспорт собаки-проводника, который подтверждает ее право находиться вместе с хозяином во всех общественных местах, и договор безвозмездного пользования.

«Собака-проводник передается незрячему человеку не в собственность, а в безвозмездное пользование. Право собственности на собаку остается у школы. Если нам поступают жалобы о том, что собака-проводник содержится в плохих условиях, мы имеем право вернуть ее в школу. Такие ситуации бывают редко, но все-таки бывают», — объясняет Артем Астанин.

После приезда домой

После того как незрячий человек приезжает с собакой-проводником домой, начинается настоящий процесс их адаптации друг к другу. Пес попадает в новые для себя условия: теперь он живет не в вольере, а в квартире или в частном доме, вокруг него находятся новые люди, меняется его режим дня и даже состав пищи. Незрячему человеку надо быть готовым к этому и при необходимости проявить терпение, стойкость, понимание. Когда собака адаптируется к новым условиям, она включится в работу и начнет ответственно и самоотверженно помогать своему новому владельцу.

«С появлением Эйса моя жизнь изменилась к лучшему. Благодаря ему я стала более самостоятельной и независимой. Теперь легко решаю свои задачи с передвижением и много гуляю. Я благодарна школе за подготовку такой замечательной собаки!» — говорит Наталья из Подмосковья, владелица лабрадора-ретривера Эйса.

Инструкторы-методисты школы поддерживают связь с владельцами подготовленных ими собак. Они всегда готовы ответить на вопросы и помочь решить проблемы, возникающие в процессе работы с собакой-проводником.

«Для того чтобы контролировать наших выпускников и видеть, как развиваются отношения незрячих людей с их питомцами, мы ежегодно проводим всероссийский конкурс „Мы с хозяином вдвоем“. В этом году он пройдет уже девятнадцатый раз. Во время проведения конкурса незрячие люди и их собаки-проводники демонстрируют навыки ориентирования на маршруте, умение выполнять команды общего курса дрессировки и результаты своей совместной работы и дружбы. И это очень интересно: собаки-проводники вместе со своими владельцами показывают фокусы, танцуют, поют, занимаются творчеством и спортом», — рассказывает Артем Астанин.

Еще одним способом контроля за своими выпускниками школа видит в создании и в поддержке существующих клубов владельцев собак-проводников. До 2006 года процесс подготовки и обеспечения незрячих людей собаками-проводниками полностью осуществлялся Всероссийским обществом слепых. В ВОС была выстроена система мониторинга за состоянием переданных собак и за условиями их содержания. Местные отделения ВОС проводили работу по информированию потенциальных владельцев собак-проводников, выясняли, как и в каких условиях они планируют содержать своих питомцев. После того как задачи подготовки и обеспечения незрячих людей собаками-проводниками взяло на себя государство, эта выстроенная система перестала работать.

«Системы, которая была выстроена в ВОС, сейчас нет. В этом году мы приступили к созданию кураторской программы для владельцев собак-проводников. В рамках нее при региональных организациях ВОС будут создаваться и продолжать функционировать ранее созданные клубы владельцев собак-проводников. Сегодня такие клубы существуют в 18 регионах страны. Они появились благодаря желанию незрячих владельцев собак-проводников жить интересной жизнью и лично участвовать в создании инклюзивной среды. В новых условиях нашей общественной жизни и в условиях функционирования обществ слепых клубы владельцев собак-проводников должны стать основным инструментом нашей кураторской программы. Активисты клубов работают в регионах с потенциальными владельцами собак-проводников и организуют занятия по коррекции поведения собак, на которые приезжают наши специалисты. Это важно, потому что незрячие люди должны постоянно работать с собаками-проводниками, а в этом деле нередко требуется помощь специалистов. Для проведения занятий по коррекции поведения наши инструкторы выезжают в разные регионы России. В этом году у нас запланированы поездки в Санкт-Петербург, в Казань, в Амурскую область и в Хабаровский край. В прошлом году мы были в Новосибирске, в Башкирии, в Ярославле, в Кемеровской области и в Ростове-на-Дону», — продолжает Артем Астанин.

С октября 2023 года запланировано обучение специалистов, которые будут работать в рамках кураторской программы.

Как получить собаку-проводника

Тифлокомментарий: цветная фотография. В коридоре просторного светлого здания на лавочке сидит несколько женщин. На некоторых надеты очки, рядом с ними стоят собаки-проводники породы лабрадор. На этаже также размещена квадратная высокая клумба с растениями.

Российская школа подготовки собак-проводников ВОС выдает собак гражданам Российской Федерации, имеющим инвалидность по зрению и запись в ИПРА о том, что им необходима собака-проводник в качестве технического средства реабилитации. Во всех регионах России, кроме Москвы, обеспечением собаками-проводниками занимается социальный фонд России. Незрячие жители столицы могут получить пса через Департамент труда и социальной защиты населения Москвы.

Для того чтобы получить собаку-проводника при наличии соответствующей записи в ИПРА, человеку с инвалидностью по зрению необходимо обратиться в социальный фонд России, в МФЦ или на сайт госуслуг — подать заявление с просьбой предоставить ему собаку комплектом снаряжения. Вместе с заявлением незрячий человек подает заполненную анкету, вопросы которой касаются его физических данных и образа жизни.

«Ответы на вопросы анкеты необходимо знать школе, мы должны понимать, какой человек приедет к нам и какая собака по характеру и темпераменту подойдет именно ему. В анкете мы просим человека указать свой рост, вес, возраст, уровень социальной активности, индивидуальные предпочтения относительно породы, окраса и пола собаки», — объясняет Артем Астанин.

В среднем период ожидания вызова в школу для получения собаки-проводника от момента подачи заявления составляет полтора года. Школа оставляет за собой право отказать незрячему человеку в случае, если он в течение двух недель не смог научиться ориентироваться в пространстве с ее помощью.

«Собака не панацея, возвращающая человеку зрение и социальную независимость. Собака- проводник — помощник уже самостоятельного в быту человека. Она способна помочь ему сориентироваться в пространстве и увеличить скорость его передвижения по городу. Но при этом собака может выбрать неправильный маршрут, ее владельцу необходимо понять это и вовремя сориентироваться в ситуации.

К примеру, был случай, когда к нам приехал человек, который в течение пяти лет после потери зрения самостоятельно не выходил из дома, а выполнение всей домашней работы перекладывал на социального работника. В итоге у нас оказался обучающийся, не способный один пройти по территории школы, собака не смогла ему в этом помочь. Экзамен он, конечно, не сдал и вернулся домой без собаки-проводника.

Сейчас на обучении в школе находится обучающийся, который по тем же причинам в свой первый приезд не сдал экзамены. После того как ему не выдали собаку-проводника, он успешно прошел курс социальной реабилитации в Бийском филиале Центра реабилитации ВОС и снова приехал к нам. В школе он уже несколько дней, и инструкторы-методисты обращают внимание на то, что ориентируется в пространстве он гораздо лучше, чем раньше, и теперь у него есть реальная возможность вернуться домой с собакой», — говорит Артем Астанин.

Прохождение курса социально-бытовой реабилитации не является обязательным условием для получения собаки-проводника, но школа все-таки рекомендует его пройти.

Контактные данные Российской школы подготовки собак-проводников ВОС и отзывы незрячих людей, получивших там собак-проводников, можно найти на сайте.