Создаем тактильную книгу: что должен знать дизайнер

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На розовом фоне белый полукруг. В нем цветная фотография светловолосой девочки лет пяти в очках и красном костюме с цветочным узором. Она сидит перед стопкой тактильных книг, изучает одну из них.

Портал «Особый взгляд» подготовил серию материалов о тактильных книгах. Их автор — заведующая издательским отделом Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих (СПб ГСЦБС), специалист в области тифлографики, тифлокомментатор высшей категории Виктория Сперанская.

В предыдущих материалах мы рассказывали о том, чем тактильные книги могут быть полезны детям с нарушением зрения и как правильно их читать. В этой статье речь пойдет о правилах создания тактильных книг.

«Прикоснись к сказке» — именно так называется сборник методических рекомендаций по проектированию и изготовлению тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей, который в 2017 году издала Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих. Сегодня это, на мой взгляд, самое полное и полезное издание для тех, кто так или иначе соприкасается с созданием тактильных книг. В интернете также можно найти документы с условными стандартами разных стран.

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На розовом фоне обложка методического пособия библиотеки для слабовидящих Celia. На белом фоне крупными зелеными буквами название на английском языке: «Как делать тактильные книги». Под ним прямоугольная цветная фотография: восемь тактильных книг с разноцветными обложками на зеленом стенде.

Стоит обратить внимание на то, что в мире к тактильным книгам относят издания, выполненные из различных материалов, в том числе с применением пластиковых термоформ и рельефной графики, а также с аппликациями на картоне и матерчатыми страницами. Такая вариативность предполагает и тиражирование книг. Например, в библиотеке Celia в Финляндии книги в технике «аппликация на картоне» издаются тиражом в 100 и более экземпляров. Это позволяет охватить большую аудиторию, повысить книговыдачу и рейтинг подобных книг.

В нашей стране термин «тактильная книга» применяют только к рукодельным матерчатым книжкам-игрушкам. Это связано с историей становления терминологии и развития специальных пособий для людей с нарушением зрения. Так, в постановлении от 23 января 2016 г. № 32 «Об утверждении перечня форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими...» вы не найдете понятие «тактильная книга», но такой вид книг существует и активно применяется в отечественной тифлопедагогике с конца 1990-х годов. Отмечу, что сегодня эти книги считаются одним из средств абилитации незрячих и слабовидящих детей.

Главным методическим центром по вопросам развития тактильных книг является Тульская областная специальная библиотека для слепых. На ее базе проходят семинары и круглые столы, отрабатываются новые технологии и приемы изготовления тактильных иллюстраций. В библиотеке активно используют труд волонтеров, прошедших специальное обучение. На сайте можно посмотреть более подробную информацию.

Стать дизайнером

Тифлокомментарий: цветная фотография. Выставочный зал с абстрактными картинами на серых стенах. Три девушки в повседневной одежде сидят за большим столом. Они создают тактильные иллюстрации. На столе лежат краски, ножницы, нитки, картон, тюбики с клеем, кусочки ткани.

Перейдем к практической части. Итак, вы решили сделать тактильную книгу. С чего начать и какими навыками нужно обладать, чтобы создать полезный продукт?

Дизайнер должен знать основы тифлопедагогики, уметь абстрагироваться от визуальных и мультяшных образов, понимать специфику тактильного чтения. Однако этого мало. Он должен уметь шить, знать принципы создания многослойной аппликации, уметь хотя бы немного рисовать и работать с композицией.

Проект книги

На этом этапе нужно решить несколько задач, но самое важное — выбрать тему. Исходя из нее, необходимо определить возраст ребенка и уровень его подготовки. Если вы делаете книгу для конкретного малыша и хорошо его знаете, то это облегчит работу.

При планировании важно правильно расставить акценты: иллюстрируя художественное произведение, невозможно сделать видимым каждое слово. Поэтому нужно решить, какие объекты, персонажи и действия будут изображены в книге. Более того, нельзя забывать о тактильной узнаваемости этих объектов.

Выбирая тему будущей книги, ориентируйтесь на возраст и пол ребенка. Книга должна быть дидактической и ассоциативной. Нужны игровые моменты, они нравятся детям: открыть, застегнуть, собрать, посчитать. Вы можете использовать разные механизмы: потайные карманы, съемные предметы, отдельные элементы сборной конструкции. Все это необходимо продумать до создания проекта книги.

После выбора темы необходимо создать проект.

  1. Формат книги. Рекомендуемые размеры страницы тактильной книги — 21*25 см или 25*30 см. Такой формат удобен для обследования всей поверхности листа, и на нем можно свободно разместить необходимые предметы. Не стоит превышать формат книги, так как ребенку мысленно трудно охватить большую страницу. Конечно, сейчас популярны так называемые тактильные коврики, но это совсем другой вид издания, и они, как правило, рассчитаны на детей от 0 до 3 лет — для развития мелкой моторики и познавательных функций.

  2. Количество страниц. Рекомендуемый объем — не более шести листов. Такое количество не перегружено информацией и оптимально для обследования детьми в рамках одного занятия с книгой. Хотя и здесь есть свои поправки, все зависит от уровня подготовки ребенка к чтению таких иллюстраций, наличия сочетанных патологий, возраста и много другого.

  3. Основная гамма издания, фон тактильных страниц. Для основного фона лучше выбрать спокойные и комфортные для глаз цвета, но нельзя забывать о контрасте и отражении формы и контура предмета.

Нужно также уделить внимание типу материалов. Они должны быть приятными по структуре и на ощупь. Я советую использовать хлопок, лен или смесовые ткани светлых спокойных оттенков. Конечно, бывают и исключения, которые заложены сюжетом книги, например, изображая ночь, мы выберем ткань черного цвета, а море — синего или голубого. Но это уже решается дизайнером при отражении темы книги.

  1. Переплет. Нужно определить, каким образом будут соединены страницы книги. Переплет бывает разным. Это могут быть сшивные страницы (корешок книги), иногда страницы скрепляют кольцами, но чаще — на шнур при помощи люверсов. Разборное издание легко чистить и стирать, а также реставрировать. Можно делать переплет при помощи швейной ленты-липучки, это позволит разъединять страницы для того, чтобы можно было проводить занятие только с одной иллюстрацией из книги.

  2. Форма и структура страницы. Обычно страницы книги прокладывают дополнительным материалом: картон, флизелин или дополнительная ткань. Это делает их более плотными и исключает деформацию книги и объектов, размещенных на ней. Дополнительное усиление страницы иногда делают специально, чтобы более качественно прикрепить иллюстративный материал. При этом не стоит забывать, что книга должна быть максимально легкой, иначе ребенку будет некомфортно с ней работать. Я советую использовать электрокартон, легкий пластик или флизелин в несколько слоев.

  3. Ориентация страницы. Для того чтобы незрячему читателю было понятно, где низ страницы и как держать тактильную книгу во время чтения, каждая страница должна быть промаркирована. Это можно сделать при помощи шнура, пришитого по низу страницы, или маленького треугольника, приклеенного в нижний правый угол. Каждый дизайнер выбирает для себя наиболее удобный вариант маркировки. Это условие обязательно, не забывайте о нем. Отмечу, что на каждой странице оно должно быть одинаковым.

При планировании книги дизайнеру также важно ответить на следующие вопросы:

  1. Какие предметы будут использованы в качестве иллюстраций, нужно ли их масштабировать, чтобы они вписывались в формат страницы, и как эти предметы будут сочетаться между собой на одной странице и в самой книге.

  2. Можно ли использовать одинаковое преобразование (размер, форма, текстура, тип изготовления) для конкретного объекта на всех тактильных иллюстрациях.

  3. Какой тип изображения использовать: вид сверху, сбоку, фронтально и т. д.

  4. Как объекты на одной иллюстрации будут размещены относительно друг друга: рядом, выше, ниже и т. п.

  5. Какие материалы и инструменты потребуются во время работы.

Внешний вид издания

Вы дизайнер, поэтому именно вы решаете, как будет выглядеть ваша книга. При этом вы ответственны и за то, как она будет воспринята читателем. Проектируя тактильную книгу, помните о том, что она должна быть привлекательна. Не забывайте об эстетической составляющей. Не используйте старые материалы, которые утратили свой внешний вид. Каждый предмет, каждый шов, цветовая гамма и т. д. — все должно быть безупречно.

Всегда следите за тем, чтобы создаваемый объект контрастировал с фоном страницы. Если по какой-то причине этого сделать нельзя, то обведите контур объекта контрастной линией, т. е. отделите объект от фона.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Восемь тактильных книг разложены на деревянном столе у светлой стены. Каждая с тканевой обложкой и контрастным названием. Среди них книги: «Веселый счет», «Про Машу», «Моя дача», «Колобок».

Обложка — лицо книги. Это тот фактор, по которому читатель составляет свое мнение об издании, решает, хочет ли он его прочитать. На обложке обязательно должно быть название книги. Его можно оформить крупно-печатными буквами, выполненными в технике аппликации, вышивки и т. п. Буквы должны быть рельефными и контрастными по отношению к фону обложки. Хорошо, если вы повторите название и шрифтом Брайля. Но помните, что шрифт Брайля имеет определенный размер, закрепленный национальным стандартом РФ (ГОСТ Р 56832-2020 «Шрифт Брайля. Требования и размеры»), и ни в коем случае нельзя изменять его. Этот шрифт не предполагает печати разным кеглем.

Хотя производство тактильной книги сложное и ответственное занятие, это очень интересная работа. И я уверена, если вы будете следовать рекомендациям, то у вас все получится. В следующий раз мы поэтапно рассмотрим правила создания тактильной иллюстрации, а также на конкретных примерах научимся подбирать материалы и техники для решения задач.

Читайте также:

Часть 1. Чем тактильные книги полезны детям с нарушением зрения

Часть 2. Как читать тактильные книги