Люди: Анна Мещерякова

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На фиолетовом фоне несколько экземпляров путеводителя «Прогулка по старому Владимиру». В центре – черно-белая фотография Анны Мещеряковой. Это длинноволосая брюнетка с мягкими чертами лица и белой тростью в руках. На ней светлая куртка, на груди круглый значок с надписью «Фонд президентских грантов», на шее головной микрофон.

Колумнист портала «Особый взгляд» Лариса Овцынова рассказывает о руководителе Центра содействия всестороннему развитию личности и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья «Акме», тифлопедагоге и экскурсоводе Анне Мещеряковой. Она работает во Владимире и делает все возможное для того, чтобы ее город стал доступным для незрячих людей.

Сейчас

Место действия — Соборная площадь города Владимира. Время действия — февраль 2021 года. Снежным днем наша небольшая группа ждет экскурсовода. Ничего необычного. И тут появляется она — Анна Мещерякова, и ситуацию уже нельзя назвать обыкновенной.

Анна и ее помощница Мария везут большой чемодан. Экскурсия предназначена для незрячих и слабовидящих людей, а в чемодане находятся тактильные модели соборов, памятников и исторических зданий Соборной площади. Сама Анна практически незрячий человек.

Нам раздают тактильные карты. Изучив их, понимаем, где находимся мы, где река Клязьма, где центральная улица города — Большая Московская. Во время экскурсии обходим Соборную площадь, знакомимся с двумя основными соборами — Успенским и Дмитриевским, памятником князю Владимиру, зданием дворянского собрания, другими скульптурами и зданиями. Анна дает историческую справку, рассказывает об архитектурных особенностях, используя тактильные модели. После экскурсии у незрячих туристов складывается полноценное представление о пространстве Соборной площади.

Между тем это итог большой и непростой работы.

С чего все началось

Изначально Анна видела свое призвание совсем в другой области. «Я всегда имела склонность к литературе, точнее к литературоведению, поэтому поступила на филологический факультет Владимирского университета. Мечтала работать с литературными текстами. У меня все получалось, но когда пришло время поступать в аспирантуру, наш университет объединили с политехническим. В приоритете оказались технические специальности. Нам просто внушали, что сейчас в стране мы никому не нужны. К сожалению, я видела это и на практике. Однако я защитилась, стала кандидатом наук. Работала в методическом центре, но это скучная библиотечно-документальная работа. Для меня же одно из главных условий комфортного существования является социальная востребованность, самореализация», — рассказывает Анна.

В 2013 году был принят закон об образовании на основе конвенции о правах людей с инвалидностью. Исчезли ограничения по приему в вузы студентов с ограниченными возможностями здоровья. Стали появляться ресурсные центры, помогающие обеспечивать таких студентов дополнительными учебными материалами. Анна рассказывает: «В педагогику меня тоже всегда тянуло. Я организовала поступление группы студентов с нарушением зрения на психологический факультет Владимирского государственного университета. Ребятам необходимо было помочь наладить учебный процесс, да и жизнь в целом, ведь все они приехали учиться из разных мест. Я стала вести пространственную ориентировку и тифлоинформатику, то есть компьютерную грамотность. Однако тифлопедагогом я стала официально лишь в 2018 году, хотя специально закончила факультет коррекционной педагогики Санкт-Петербургского университета имени А. И. Герцена. Училась в магистратуре на кафедре тифлопедагогики. Когда оформляла медицинскую справку, психиатр задал обычный вопрос — нет ли у вас отклонений? Я ответила, что нет, если не считать таковым то, что будучи кандидатом филологических наук я иду учиться в магистратуру».

Психологи считают, что характер определяет судьбу. Вот и профессиональную судьбу Анны определила ее активная жизненная позиция. «С моими ребятами-студентами мы много чего сделали уже вне учебного процесса: налаживали общение со зрячими студентами, с другими активными незрячими, выбирались в Москву на экскурсии, в театры, участвовали в конкурсах. Но время шло. Этого показалось мало, хотелось новых дел, новых вершин», — рассказывает Анна.

Новая цель

Несмотря на успех, преподавательских часов на кафедре филологии и на кафедре психологии и специальной педагогики Анна так и не получила. В 2018 году она зарегистрировала свою некоммерческую организацию, которой дала название «Акме». В переводе с греческого это означает «вершина». Подала документы и написала устав она самостоятельно, и все получилось с первого раза.

Суть деятельности организации выражена в ее девизе «Мы помогаем каждому достичь своей вершины». Сейчас большая часть работы Анны связана с деятельностью НКО. Основа — гранты различного уровня, которые девушка пишет сама.

«В городе у нас есть центр по поддержке грантовой деятельности. Взяла там несколько консультаций — и вперед. И в бухгалтерии сама разбиралась. Все доступно, если есть желание», — говорит Анна.

Сейчас у нее собралась небольшая, но дружная и профессиональная команда. Они создают тифлокомментарии к фильмам и мультфильмам, разрабатывают экскурсионные маршруты с использованием тактильных моделей и адаптируют музеи Владимира для людей с нарушением зрения.

«Когда я училась в Питере, то, конечно, перечитала всю имеющуюся литературу и посмотрела все тактильные модели и макеты, которые на тот момент стали появляться. Это был 2016 год, и культура доступности произведений искусства путем воспроизведения их тактильных копий только начала активно развиваться. Я поняла, что интереснее и полезнее получить представление об архитектурном объекте или скульптуре непосредственно на месте его исторического расположения, чем сидя в помещении. Первая экскурсия по Владимиру была связана с литературой и литературным краеведением. Мы разработали маршрут по местам нашего города, которые связаны с пребыванием в нем А. И. Герцена. Читали специально „Былое и думы“. Разбирались, где и что происходило. Первые модели у нас были сделаны на 3D-принтере. От этой формы мы сразу и отказались. Для серьезных моделей, отражающих все особенности объекта, нужны специальные методики, которыми владеют профессионалы, умеющие читать чертежи. Такой человек сейчас у нас в команде есть», — говорит Анна.

Фото: Соборная площадь Владимира, ru.wikipedia.org.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Безоблачный летний день. Вид с пустынной асфальтированной площади на уходящую вдаль широкую улицу. Слева двухэтажное кирпичное здание в древнерусском стиле с богатой отделкой и угловой башенкой, увенчанной флюгером. Справа двухэтажное кирпичное здание с угловой башней с часами.

Туризм без барьеров

Сейчас проект Анны, который получил название «Туризм без барьеров», включает в себя несколько тем, одна из них — экскурсии с макетами и тифлокомментированием по историческому центру Владимира. Сюда вошли уже упомянутые литературные экскурсии и прогулки по Соборной площади, а также экскурсия по Театральной площади и пешеходной зоне. Будет представлена и экскурсия по древнерусскому Владимиру: тактильная часть позволит представить, каким был город во времена Древней Руси, а тифлокомментарий дополнит и пояснит эти представления.

Анна организует и выездные экскурсии с синхронным тифлокомментированием. А в марте она презентовала туристический путеводитель по старому Владимиру для незрячих и слабовидящих людей. Он включает в себя рельефно-графический альбом и текстовое приложение.

Фото: торговые ряды на Большой Московской улице Владимира, ru.wikipedia.org.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный день. Пешеходы идут мимо длинного желтого здания в классическом стиле. Главный двухэтажный корпус с проездной аркой оформлен в виде портика с парными полуколоннами. К нему с обеих сторон примыкают одноэтажные торговые ряды с рекламными вывесками на высоких окнах.

В рельефно-графическом альбоме представлены иллюстрации самых известных памятников архитектуры Владимира. Все достопримечательности приводятся с историческими названиями. Альбом построен таким образом, что читатель имеет возможность совершить воображаемую прогулку по старейшей улице города — Большой Московской. В середине альбома помещена ее схема, которая изображена в виде рельефной полосы, заполненной рельефными мелкими точками. На ней при помощи тактильных знаков (кружков и крестиков) отмечено расположение основных достопримечательностей. Каждая иллюстрация имеет небольшой выступающий клапан, который точно указывает место данного архитектурного памятника на схеме.

Прогулка начинается с Золотых Ворот (выпуклый черный круг в нижней части схемы) и оканчивается Дмитриевским собором (рельефный черный крест в верхней части схемы).

В текстовом приложении собраны тифлокомментарии представленных архитектурных сооружений. Из них можно узнать о том, когда было построено то или иное здание, для чего оно предназначалось, каковы его архитектурные особенности и стилистическое своеобразие. Анна и ее команда также подготовили аудиогид для одного из музеев Владимира и таблички, выполненные шрифтом Брайля.

Девушка никогда не забывает о своем филологическом призвании. Полученные знания помогают ей и в нынешней работе. Тифлокомментирование, будь то фильм или архитектурный объект, самым тесным образом связано с темой ее филологической диссертации. Не расстается она и с тифлопедагогикой. Недавно Анна начала преподавать пространственную ориентировку во Владимирской школе для детей с нарушением зрения. Сама она познакомилась с тростью для ориентировки весьма оригинальным способом: «Мы играли ’’Онегина’’ в школьном театре. Главному герою нужна была трость как атрибут денди. Где же ее взять? Один из участников принес из дома белую трость. Сказал, что незрячие как-то с ней ходят. Как они с ней ходят, никто понятия не имел. Так и разгуливал Евгений с белой тростью весь спектакль. Настоящую ее цену я узнала гораздо позже».

Сейчас Анна старается донести и ученикам, и родителям, и руководству, насколько важно самостоятельно ориентироваться пространстве, как эти навыки могут сделать жизнь комфортнее и полноценнее. «Я счастлива, что живу в наше время, могу реализоваться сама и помочь сделать это другим!» — заявляет Анна.