«Особый взгляд» подвел итоги грантов: тьюторы, тифлокомментаторы и тактильные копии

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Просторная и светлая учебная аудитория в институте «Реакомп». За столами сидят учащиеся по программе повышения квалификации «Тифлокомментирование». Перед ними на стене висит проекционный экран, на него транслируется кадр из фильма. Сбоку от экрана за преподавательским столом сидят директор института С.Н. Ваньшин и педагог Мария Щербакова.

Программа поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» подвела итоги второго потока конкурса на создание тактильных копий музейных экспонатов. Модели выполнят в мастерской тактильных макетов Михаила и Ольги Шу.

В числе победителей оказались:

  1. Государственный музей современного искусства PERMM (Пермь);

  2. Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова (Абакан);

  3. Историко-культурный мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина» (Феодосия);

  4. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина (Астрахань);

  5. Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ).

Для PERMM создадут тактильные копии пяти объектов паблик-арта, для Хакасского национального краеведческого музея — предметов экспозиции «Таштыкская погребальная маска», «Кезе-палазы», «Маскоид», «Оленная бляха», «Стела Онхаково», фрагмент «Шалаболино. Эстампаж». «Киммерия М.А. Волошина» получит модели картин художника «Золотые ворота», «Коктебель», «Топрак-Кая», а также портрет М. А.Волошина кисти Н. И. Хрустачева и рельефную копию фасада дома артиста. Астраханская государственная картинная галерея в рамках гранта станет обладателем тактильных копий работ «Поэзия» Бориса Кустодиева, «Мечеть» Аристарха Лентулова, «Ненюфары» Исаака Левитана, «За Волгой» Михаила Нестерова и портрета Елизаветы Петровны кисти неизвестного художника. Национальный музей Республики Бурятия обеспечат моделями картин «Девушки с ведрами» А.Н. Сахаровской, «Сбивание масла» Л.Д. Доржиева, «Ной проклинает Хама» И.С. Ксенофонтова, «Тайлаган» Р.С. Мэрдыгеева и «Арканщик» Ц.С. Сампилова.

«Важно развивать доступность культурных, в том числе музейных, институций для создания качественной инфраструктуры для людей с инвалидностью по зрению», — отметила директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Мария Красникова.

Посмотреть список победителей первого потока конкурса можно по ссылке.

В рамках программы «Особый взгляд» также завершилось обучение тьюторов — специалистов, которые смогут помочь студентам с нарушением зрения получить высшее образование. Курсы были проведены в дистанционном формате совместно с Башкирским государственным педагогическим университетом имени М. Акмуллы для 50 человек из разных городов России.

Директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Мария Красникова отметила, что, согласно данным на 2019 год, в вузах России учатся 2128 студентов с нарушением зрения. «При проведении анкетирования абитуриентов с инвалидностью, поступающих в вузы, большая часть (65% опрошенных) отмечает необходимость тьюторского сопровождения, особенно на первом курсе, на этапе адаптации к вузу и к процессу обучения в вузе. Обучение незрячих людей в высших и средне-специальных учебных заведениях является важной частью становления личности. Тьюторское сопровождение, которое организовывает Фонд ‘’Искусство, наука и спорт’’ в рамках программы ‘’Особый взгляд’’, предоставляет возможность незрячим получить качественное образование», — подчеркнула она.

Кроме того, стали известны итоги еще одного конкурса фонда — на обучение тифлокомментаторов. 16 победителей гранта освоят в институте «Реакомп» программу «Тифлокомментирование». Их имена можно найти по ссылке.

Как подчеркнула директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Мария Красникова, для развития тифлокомментирования в России необходим комплексный подход. Она отметила, что в рамках программы «Особый взгляд» фонд стремится создать такие условия, чтобы в каждом крупной городе были специалисты, способные помочь незрячим людям прикоснуться к искусству. «Самое важное — чтобы профессия тифлокомментатора появилась на законодательном уровне», — добавила Красникова.