Иной взгляд: колонка тифлопсихолога Ии Ростомашвили

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: на цветном фото девушка сидит на декоративной кушетке. У нее густая челка и длинные светлые волосы. На ней золотистая одежда без рукавов, на шее - украшение с крупными шариками янтарного цвета. Девушка открыто улыбается, глаза сощуренные.

Кандидат психологических наук, доцент, тифлопсихолог Ия Евгеньевна Ростомашвили занимается вопросами инклюзии в трудоустройстве и образовании и создания доступной среды в учреждениях культуры для людей с нарушением зрения. В своей колонке на портале «Особый взгляд» она рассказывает о выстраивании диалога с незрячими и слабовидящими людьми в семье и обществе. На этой неделе читайте о том, как лучше вести себя с членами семьи, потерявшими зрение во взрослом возрасте.

Человек, ведущий абсолютно полноценный образ жизни, теряя зрение — самый главный и основной источник информации об окружающей действительности, — оказывается в кризисной ситуации. На этом этапе важной опорой, тем плечом, на которое можно опереться, становятся непосредственно члены семьи, задача которых — сеять оптимизм, веру в будущее, чтобы впоследствие пожинать плоды полноценной адаптации к сложившейся ситуации их поздно ослепшего родственника. И совсем в задачи семьи не входит становиться в прямом смысле этого слова няней и «скорой помощью» для поздно ослепшего члена семьи, тем самым лишая его возможности вновь вернуться на рельсы полноценности и самостоятельности.

У природы, так сложилось, есть свои секреты: она продумала и предусмотрела в случае какой-то аварии механизмы компенсации, когда утраченная или поврежденная функция достаточно быстро замещается сохранными, работающими. В связи с этим при утрате или частичной потере зрения начинают активизироваться другие сенсорные анализаторы (органы чувств): слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный, двигательный. То есть в такой ситуации восприятие окружающей среды по-прежнему полисенсорно, многолико, многосторонне, как и при нормальном видении мира. Но биологическая компенсация — это лишь одна сторона медали: так решает задачу организм человека, потерявшего зрение. А вот другая сторона, не менее важная, — вопросы социализации. Эта ответственность ложится уже на плечи самого человека, потерявшего зрение во взрослом позрасте — поздно ослепшего.

И здесь всей семье помогут конструктивные рекомендации:

  • предоставьте поздно ослепшему человеку возможность освоить иной, абсолютно новый для него способ взаимодействия с окружающим миром, кстати, не менее интересный и не менее ценный;
  • наберитесь терпения, понимания и веры в то, что у него обязательно все получится, только для этого необходимо время;
  • осуществляя помощь, оптимизируйте окружающие условия таким образом, чтобы он достиг поставленной цели самостоятельно, поскольку именно самостоятельность в данной ситуации — залог успеха;
  • притом что сложно поверить в силы и возможности незрячего человека, который еще вчера воспринимал окружающий мир привычным способом, как нормально видящий человек, не стремитесь стать волшебной палочкой, исполняющей все желания поздно ослепшего человека, но старайтесь быть адекватным источником бесконечной информации, в которой он так нуждается;
  • принимая важные решения на семейном совете, не игнорируйте мнение, взгляды, убеждения поздно ослепшего члена семьи — они по-прежнему значимы, поскольку он потерял зрение, а не сам приобретенный ранее опыт. Для него очень важно и в сложившейся ситуации оставаться авторитетом в семье, участвовать в принятии решений, брать ответственность на себя, а также и реализовывать намеченные планы. Семейный статус поздно ослепшего члена семьи не должен меняться даже в том случае, когда он нуждается в помощи. Именно принятие ситуации таковой, какая она есть, а также уверенность в силах незрячего помогут ему преодолеть состояние стресса и вернуться к привычной жизни — правда, уже с иным восприятием действительности, не менее ценным.

Ия Ростомашвили

Сюжет: Блог тифлопсихолога: Ия Ростомашвили