Тест-драйв вслепую. Как сделать гаджеты доступными для незрячих

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. Смартфон в белом тонком корпусе на светло-голубом фоне. На экране словно стоит небольшой круглый объёмный акустический динамик голубого цвета. От смартфона белыми концентрическими кругами расходятся звуковые волны. На светлом экране размытое изображение символики Сбербанка.

Не устраивает приложение и голосовой помощник? Часто о тонкостях невизуального доступа разработчики даже не догадываются. На помощь им приходят незрячие пользователи. Мы поговорили с тестировщиками из России и узнали, что они предлагают исправить в приложениях на iOS и Andriod и как достучаться до разработчиков.

Однажды в цех мягкой мебели, где работал Дмитрий Дружинин из Ижевска, завезли некачественный клей. Зрение пропало не сразу. Сначала перед глазами появилась маленькая точка. Потом она начала расти, и через два месяца все погасло. Токсичные пары клея разрушили миелиновою оболочку зрительных нервов. Конечно, были стресс и затяжная депрессия. Диму поддержала любимая жена Гульнар. А потом родился долгожданный сын, и переживать стало просто некогда.

Гаджет вместо глаз

Еще до потери зрения Дмитрий интересовался компьютерной техникой, а тут начал изучать, как это все озвучивается, работает. Технологии здорово облегчили молодому человеку жизнь. Потом он начал помогать другим. Сейчас Дмитрий ведет курсы по компьютерной и мобильной грамотности в Региональном центре библиотечного обслуживания слепых и слабовидящих граждан Национальной библиотеки Удмуртской республики.

«Официально я библиотекарь. А еще региональный тренер по невизуальному использованию мобильной техники. По-космически звучит, да? Это значит, я учу использовать функции смартфона без зрительного контроля. Еще три года назад львиную долю моих учеников составляли те, кто изучал компьютер. Теперь большинство проходят курсы именно по невизуальной доступности. С помощью смартфона сейчас можно выполнить почти все действия, которые раньше мы выполняли на компьютере, разве что текст в Microsoft Word набирать не так удобно».

Сейчас незрячим доступны социальные сети, мессенджеры, чтение книг, заказ такси, заказ еды домой и разных товаров из любой страны. Камера смартфона и программа экранного доступа прочитают плоскопечатный текст, чек в магазине или номинал банкноты, подскажут цвет одежды. Навигатор проложит маршрут и поможет сориентироваться на улице, финансовые программы позволяют платить по счетам, а умные датчики, подключенные к смартфону, — следить за показаниями счетчиков.

Практически в любом современном смартфоне уже встроена программа экранного доступа: в Android это TalkBack, которая находится в меню «Настройки» → «Специальные возможности», а в iOS — VoiceOver в меню «Универсальный доступ».

Но не все так просто. Дмитрий отмечает: «Другое дело, что фирменные оболочки некоторых смартфонов не очень дружелюбны к программам экранного доступа. Например, могут не озвучиваться некоторые кнопки в панели уведомлений, в меню недавно запущенных приложений, на рабочем столе, или неудобно отвечать на звонок.

На мой взгляд, для незрячих доступны приложения WhatsApp, „Сбербанк онлайн“, KateMobile и AquaMail. Частично доступны Viber, ВКонтакте, Yandex или „Алиса“, „Мой Теле2“, „Едадил“. Совсем недоступны „2ГИС“, большинство навигаторов и приложений с графической, визуальной направленностью».

Фото: страница Дмитрия Дружинина в соцсети «ВКонтакте».

Тифлокомментарий: цветная фотография. Дмитрий Дружинин ведет лекцию по мобильной грамотности. Это стройный мужчина среднего роста со смартфоном в руках. У него круглое открытое лицо, очень короткая стрижка, в правым ухе закреплена блютуз-гарнитура. Дмитрий одет в джинсы и голубую рубашку с длинным рукавом. На стене за ним висит интерактивная доска с проекцией программы «Универсальный мобильный помощник» и схематичным изображением человека в наушниках и темных очках. Сидящие напротив лектора студенты с интересом его слушают. Рядом с Дмитрием сидит плотный мужчина в голубом поло с телефоном в руке. На столе перед ним стоит компьютер с веб-камерой, чуть дальше лежит апельсин.

Ничего для нас без нас. Как стать тестировщиком

«Я уверен, тестировать приложения для незрячих должен именно незрячий специалист. Во всех крупных компаниях, например Apple, Google или Yandex, в штате работают незрячие тестировщики», — говорит Дмитрий.

Часто крупные компании объявляют набор бета-тестеров на свои приложения. Так можно стать бета-тестировщиком WhatsApp, Yandex, TalkBack или ассистент «Дуся».

Но, бывает, сотрудничество складывается и без официального приглашения.

«Общий алгоритм такой, — рассказывает Дмитрий, — тебе понравилось приложение, ты хочешь улучшить его доступность для слепых. Пишешь на электронный адрес разработчика: где возникает ошибка, как нужно сделать, лучше всего записать видео с экрана смартфона и отправить ему. Некоторые не отвечают, многие отвечают, но ничего не делают, а иногда бывает, что разработчик отвечает, улучшает приложение и посылает тебе пробную версию для проверки».

Так удалось улучшить голосовой ассистент «Дуся». Ассистент изначально был задуман для людей, которые не имеют визуального контакта с устройством. Тем не менее, он был недоработан: при голосовом запросе отвечал ассистент и одновременно TalkBack озвучивал то, что написано на экране. Дмитрий обратился к родителям Дуси, разработчикам программ по распознаванию и синтезу речи из Санкт-Петербурга. Ассистент был доработан. Теперь при установке Дуся видит TalkBack и автоматически настраивается под работу с ним, снимает ненужные галочки и выключает голосовую активацию.

«Скажу про Android, на платформе тоже есть, что исправить, — добавляет технолог из Ижевска, — чтобы озвучивались кнопки, разработчикам необходимо прописать атрибут Сontent Description для элементов управления. Тогда интерфейс программы никак не изменится, зрячие пользователи в красоте не потеряют, но кнопки будут уже озвучиваться для слепых. Программы экранного доступа берут информацию не с самого экрана, а как бы из ее кода. В общем, главное не лениться и писать разработчикам о всех найденных недостатках. И помнить, что от тебя зависит и работа других незрячих пользователей с этим приложением».

Делать самим, а не ждать, когда о нас вспомнят

Фото: Екатерина Живага со своим незаменимым помощником

Тифлокомментарий: цветная фотография. Екатерина Живага в тренажерном зале. Это стройная шатенка с круглым лицом, большими выразительными глазами, прямыми волосами ниже плеч и густой челкой. На девушке синяя водолазка и черные джинсы. Екатерина сидит на велотренажере и чуть улыбается. В левой руке она держит смартфон и прикасается пальцами к его экрану. За Екатериной стоит тренажер для жима сидя и беговая дорожка, в углу — обручи и свернутые в рулон коврики для йоги. Большие окна зала на первом этаже выходят во двор.

Екатерина Живага (г. Елец, Липецкая область) ослепла практически с рождения. Жизнь привыкла воспринимать на слух: 15 лет своей жизни отдала музыке: фортепьяно и гитаре. Школьную программу Катя осваивала на домашнем обучении, а окончить школу ей предложили в Липецком интернате для слепых и слабовидящих. Ехать в интернат не было никакого желания, поэтому пришлось учиться дистанционно.

«И вот мне выдали необходимое оборудование. Моим первым гидом в техническом плане (и даже по жизни) стал компьютер Mac mini. Осваивать его пришлось самостоятельно. Поначалу было очень обидно, что меня все бросили и ничего не объяснили, но слепые люди могут многое, если есть желание. С тех пор началось мое знакомство с программным обеспечением. В 2015 году у меня появилось первое сенсорное устройство, смартфон на Android. Устройство было ужасным, но в итоге оказалось полезным, ведь если с проблемами не сталкиваться, значит, не получить никакого опыта».

Функции смартфона Екатерине помогли освоить друзья, с которыми она познакомилась в интернете. «Пришлось научиться грамотно писать, потому что часто приходилось делать в рассылки для слепых, а плохо писать было стыдно».

Сейчас Катя занимается переводом некоторых приложений на русский язык, также она на связи со специалистами из Apple. Девушка снимает на видео проблемы глобального характера, которые проявляются у всех пользователей iOS. Вместе с авторами приложений решает вопросы с произношением слов синтезаторами речи, произношением букв, переключением клавиатуры и другие в области Accessibility. Если во время звонка на горячую линию задачу решить не удается, ее разбирают вместе с инженерами по электронной почте.

Принцип Екатерины: если можно сделать лучше, почему бы об этом не попросить? В 2019 году девушка приобрела iPhone и начала устанавливать приложения. А когда столкнулась с первой проблемой, обратилась к разработчикам с просьбой исправить. И продолжает делать это до сих пор.

Екатерина отмечает хорошую доступность приложений DropBox, pCloud, nPlayer, Сбербанк онлайн, Radio box. (Разработчик последнего как раз исправил одну недоработку в области доступности по сигналу Кати, за что она очень благодарна). Youtube, WhatsApp, Alon Dictaphone. (Авторы этого приложения также пошли на контакт и исправили несколько проблем, а также встроенные приложения от Apple).

Некоторые проблемы, по словам Екатерины, возникают при использовании приложений VK, Яндекс.Диск, Яндекс Такси. Плохо адаптированы приложения больших компаний, чаще Российских, таких, как Яндекс, Mail.Ru. Это Облако Mail.Ru, приложение в Telegram, работу в котором Катя сравнивает с походом по минному полю.

Фото: на курсах по мобильной грамотности в библиотеке для слепых Удмуртской Республики

Тифлокомментарий: цветная фотография. Дмитрий и мальчик в очках лет десяти сидят в кабинете. У мальчика в руках смартфон в красном корпусе. Ученик неуверенно касается экрана пальцами и как будто прислушивается. Дмитрий одет в джинсы и голубую рубашку. Позади него на столе стоит компьютер и лежат тренажеры для обучения жестам управления смартфоном. Это прямоугольные заготовки с вырезанными пазами разной конфигурации.

«В Telegram вообще множество проблем:

  • не работает автоматическая прокрутка;

  • часто бывает, что VoiceOver просто не читает некоторые элементы, например выбор языка в „Настройках“. Мне пришлось визуально запомнить, где находится русский язык и, отключив VoiceOver, нажимать. Поскольку на экране просто якобы пустота, первый раз я выбрала китайский язык, но вовремя нажала на отмену;

  • есть несколько неподписанных кнопок. Просто кнопка, кнопка, кнопка. В 13 iOS некоторые кнопки озвучивает сам VoiceOver, и это спасение, но некоторые кнопки он путает;

  • чтобы перейти в конец чата, мне приходится прокручивать список тремя пальцами около трех минут, если в диалоге много сообщений, а кнопки перехода в конец я не нахожу, потому что если ориентироваться ощупыванием, как я люблю и как намного быстрее, то список прокручивается сам, а остановить этот беспредел невозможно;

  • в списке чатов то же самое: если найти чат касанием, то список сам улетает вниз, пока не отпущу палец.

С облаком Mail.Ru ситуация совсем другая, но она еще серьезнее:

  • при использовании касания не получается найти кнопки, относящиеся к папкам/файлам, то есть получить ссылку, переместить, переименовать. Если же ориентироваться свайпами, то кнопки есть, а действий нет. Они просто не нажимаются и озвучиваются синтезатором некорректно, но понять можно;

  • много неподписанных кнопок;

  • в настройках приложения невозможно что-либо включить или отключить, потому что статус переключателя не проговаривается и при нажатии ничего не происходит»

Совсем недоступных приложений нет, признается Екатерина. В целом, их авторы готовы исправить недоработки. «В основном внимательно реагируют разработчики, которые работают не в какой-то компании, а сами, или разрабатывают приложения в небольшой команде», — отмечает Екатерина.

Как тестируют приложения для iOS

Если после установки приложения из AppStore возникли проблемы с доступностью, можно сообщить об этом разработчикам. Обычно в самом магазине есть их адрес.

Екатерина рассказывает о своем опыте: «Я открываю приложение и нахожу раздел „О программе“, „Написать нам“, „Связь с разработчиком“ — зависит от разработчика и локализатора. Когда нахожу адрес, по которому обратиться, пишу текст и сразу же поясняю, что я слепой пользователь. Если хотим адекватной реакции разработчиков и последующего исправления проблем, стесняться этого глупо. Если проблема небольшая, и разработчик понимает и идет на контакт, то исправляет ее в следующем релизе, а если ситуация сложная, которая требует проверок, меня приглашают присоединиться к бета-тестированию через приложение TestFlight».

Екатерина призывает слепых пользователей быть более активными: «Не ждите, пока про нас кто-то услышит и начнет что-то менять. Если какое-то приложение плохо доступно, не стесняйтесь обращаться к разработчикам с просьбами исправить. Не все авторы приложений знают, что мы используем сенсорные устройства. Для некоторых мы беспомощны и вообще ничего не умеем. Нам самим нужно менять и приложения, и отношение к себе.»

На фото: приложение Accessibility Scanner

Тифлокомментарий: цветной коллаж. Голубой смартфон на розовом фоне. На его экране стартовая страница программы для проверки доступности приложений. В центре надпись на английском языке: «Быстрая проверка доступности», схематичное изображение экрана, к которому прикасается палец, и знак «галочки».

Недавно Корпорация Google выпустила приложение Accessibility Scanner. Это инструмент для тестирования доступности интерфейсов приложений на Android. Разработчики принимают сообщения о проблемах доступности графического пользовательского интерфейса и рекомендации по их исправлению. Простыми словами, это служба доступности, прямая связь разработчиков с пользователями. Для работы с приложением не нужно каких-то особенных технических знаний. Оно доступно в Play Market Ассистентом обратной связи обзавелся и Apple. Называется приложение Feedback Assistant. Оно также дает возможность отправлять отчеты об ошибках напрямую разработчикам.