Охота за впечатлениями: фестиваль социального театра «Особый взгляд»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Шестеро актеров в черной одежде растягивают перед собой на вытянутых руках длинный отрез белой ткани на уровне пояса. Актеры ярко освещены со спины, на ткань падают двоящиеся тени актеров: на тенях они словно поднимают одну руку вверх. Все шестеро смотрят на свои и на чужие тени.

Незрячая колумнистка Лариса Овцынова делится впечатлениями о первом Форуме-фестивале социального театра «Особый взгляд», который проходил в Москве с 28 по 31 октября. В программу вошли 22 спектакля и мастер-класса, многие из которых сопровождались тифлокомментариями и переводом на русский жестовый язык. Лариса побывала на двух спектаклях основной программы и на выставке работ Йоко Оно, вошедшей в офф-программу Форума-фестиваля.

«Одиссея 2К19»: вернуться домой

Что такое инклюзивный театр, я знаю хорошо, так как и сама являюсь участником такого коллектива, а вот о социальном театре услышала впервые. Наглядной демонстрацией такого театра для меня стал спектакль «Одиссея 2К19», который на Форуме-фестивале представил благотворительный фонд «Подари мне крылья» и Социально-Художественный Театр из Санкт-Петербурга. Спектакль необычен и по сути, и по способу раскрытия темы, и по сценическому воплощению. В нем играют подростки из неблагополучных семей, оставшиеся без родителей и попавшие в трудные жизненные обстоятельства. Они, подобно Одиссею, путешествуют по бурному морю жизни, попадая, как и он, в непростые переделки.

Сцена из спектакля «Одиссея 2К19». Фото Дарьи Хрипач

Тифлокомментарий: цветная фотография. Сцена из спектакля. На сцене стоят два темных куба высотой около метра, за ними, как за кафедрами, стоят двое молодых людей. Они освещены ярким синим светом. Ближе к зрителю смуглый парень с темными короткими волосами и крупными чертами лица. Он положил на кафедру одну на другую согнутые в локтях руки и уткнулся в них подбородком, смотрит прямо перед собой, подняв брови. Второй парень, светловолосый, также опирается на кафедру одной рукой, а вторую приподнял, словно тянет руку на уроке для ответа.

Путешествие разворачивается на экране с текстом соответствующей песни «Одиссеи». На сцене ребята обыгрывают события древности и современные ситуации в движении и танцах: рассказывают о себе, своей жизни, чувствах и эмоциях. Наличие экрана с текстом и изображениями и пластические этюды актеров делают спектакль очень непростым для тифлокомментирования, но комментатор Полина Зотова отлично справляется со своей задачей.

В сущности, это история о том, как выстоять, пройти многие испытания: давление со стороны педагогов и взрослых, жестокость и насилие со стороны сверстников, потерю дома и родителей, отсутствие любви и поддержки — и не сломаться, вернуться домой, пусть даже в воображаемый дом из сна. «Дом — это там, где тебя ждут и любят, где все собираются на ужин за одним столом и болтают обо всем», — говорит один из героев. Не к этому ли стремился Одиссей и его спутники?

«Король Лир»: говорит свита

Совсем другой спектакль привезла в Москву инклюзивная театральная школа «Инклюзион» из Екатеринбурга. В постановке Натальи Гараниной «Король Лир» классическую историю Шекспира рассказывает королевская свита — придворные и дочери Лира. Привычные монологи разделены на реплики между всеми героями. Периодически их голоса сливаются в хор, который отмеряет время, бегущее очень быстро: «Час, час, час...» В спектакле очень много движения, но другого характера, чем в «Одиссее 2К19»: здесь перемещения призваны обыграть то, что некоторые герои не могут передвигаться самостоятельно.

Сцена из спектакля «Король Лир». Фото Владимира Аверина

Тифлокомментарий: на сцене полумрак. Девушки в черном выстроились в две колонны. Они стоят, положив руки на плечи впереди стоящих, боком к зрительному залу. Ряды наступают друг на друга, актрисы склоняются и выгибаются так, что кажется, будто сталкиваются две набегающие волны. Две девушки во главе колонн напирают друг на друга: одна выпячивает грудь и задирает подбородок, вторая нависает над ней и в ярости искривляет лицо.

Сама история уместилась в 40 минут, но это не повлияло ни на суть, ни на эмоциональный фон спектакля, в котором жизнь Лира — это все тот же рассказ о душевной слепоте и душевном прозрении: «...Я оступался, пока был зряч. В избытке наших сил мы заблуждаемся, пока невзгоды не вразумят нас...»

Офф-программа: выставка Йоко Оно

Выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное» проходит в Московском музее современного искусства, который был одной из площадок фестиваля. Открывается выставка картиной «для трусов»: в холст с отверстием посередине можно протянуть руку для рукопожатия, оставаясь невидимым для человека по другую сторону холста. Йоко Оно считает, что люди разучились прикасаться друг к другу и надо это исправлять. В другом зале посетителям предлагается склеить что-то из осколков битой посуды: новой посудой это изделие не станет, но станет чем-то целостным для его создателя. Здесь же склеенные композиции с подписями посетителей выставки: «Моя семья», «Моя сгоревшая квартира». Художница считает, что таким образом можно попытаться исправить прошлое.

В другом зале стоят два подиума, на которых разложены камушки: «Печаль» и «Радость». Можно переносить камушки с одного подиума на другой, выкладывая из них узоры. Еще есть шахматы только белого цвета, стоящие на однотонном белом поле. Если попробовать поиграть в них, то очень скоро понимаешь, что запутался и не можешь различить, где свои, а где чужие. Таким образом, считает Йоко Оно, люди могут понять, что, сражаясь с другими, борются сами с собой.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На белом столе четыре горсти серых камней размером с грецкий орех. Женская рука с массивным золотым перстнем на среднем пальце кладет камень на одну из горстей. Камни разной формы, но все округлые, похожие на крупную гальку.

Перемещаясь по залам, мы добираемся до композиции, давшей название всей выставке: на лесках подвешены военные каски, в них лежат кусочки неба, то есть голубые кусочки пазла, который действительно можно собрать в единое целое. Перевернутая каска — это символ отсутствия опасности, а образ чистого голубого неба в пояснениях не нуждается.

Для участников театрального фестиваля проводились особые экскурсии по выставке с закрытыми глазами. Экскурсоводами были незрячие гиды программы «Особый взгляд». Картина для трусов превратилась в этих условиях в картину для смелых: человеку видящему, но закрывшему глаза, требуется иметь некоторый запас стрессоустойчивости, когда он ведет рукой по гладкому холсту и вдруг натыкается на что-то мягкое и теплое, пусть это и оказывается всего лишь протянутой кем-то рукой. В целом такие экскурсии служат той же цели, что и фестиваль: пониманию и сближению людей, воспринимающих окружающий мир по-разному, но стремящимся создать единое общее пространство.

Читайте также статью креативного продюсера первого Форума-фестиваля «Особый взгляд» Ники Пархомовской.

Все колонки Ларисы Овцыновой читайте в ее авторском блоге «Охота за впечатлениями».