Чемпион Белоруссии Сергей Шкибель: «Шоудаун — моя любимая работа»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: на желтом фоне цветная фотография в белой рамке. Худощавый коротко стриженный брюнет в белой футболке бьет по шарику ракеткой, прислоненной к поверхности стола для шоудана. Он схож со столом для настольного тенниса, но окружен боковыми бортами высотой 15 см и лузой красного цвета на фронтальной стороне. Поверхность стола белого цвета, борта с внешней стороны - бежевого. Ракетка деревянная, вытянутой формы. Шарик желтый. Парень держит ракетку правой рукой, слегка наклоняется над столом, глаза закрыты. На стенах светлые обои с цветочным рисунком.

Шоудаун, сочетающий в себе элементы настольного тенниса и аэрохоккея, стал одним из самых массовых видов спорта среди незрячих людей. Изобрели его в 1960 году канадцы Патрик Йорк и Джо Льюис, а внимание международного сообщества этот вид спорта получил на Паралимпиаде-1980 в голландском городе Арнем. На следующих Играх спортсмены с инвалидностью по зрению стали играть в шоудаун для развлечения, а после Паралимпиады-1996 в Атланте представители сразу 30 стран обратились в Международную ассоциацию спорта слепых с запросом о разъяснении правил шоудауна. Победитель открытого турнира Pisa Open 2019, трехкратный чемпион Белоруссии и девятая ракетка Европы по шоудауну Сергей Шкибель рассказал «Особому взгляду» о своем тонкостях популярного вида спорта, своем профессиональном пути и сложностях с инвентарем.

Сергей родился в городе Гродно. Слабое зрение было у него с рождения, поэтому после специализированного детского сада он окончил Гроднинский интернат для слепых и слабовидящих. В детстве будущий чемпион спортом не увлекался, разве что в шахматы довольно неплохо играл и даже в турнирах участвовал, однако уже тогда понимал, что высоких результатов вряд ли достигнет. Так постепенно и забросил занятия.

«По-настоящему спорт пришел в мою жизнь в 2011 году, когда друг вытащил меня на соревнования по легкой атлетике. Тогда я завоевал пару медалей, и мне это очень понравилось, а буквально через месяц мы поехали на турслет. Так я втянулся в легкую атлетику, но и к ней довольно быстро охладел, поняв, что начинать карьеру в этом виде спорта после 20 лет уже поздновато. А вот когда четыре года назад у нас появился шоудаун, я действительно загорелся, и то не сразу. Изначально я только помогал игрокам поднимать мячики с пола, кричал, что я в эту фигню играть не буду, что мне это вообще не надо, но потом моя будущая жена каким-то чудом уговорила меня хотя бы постоять у стола с ракеткой. Естественно, этого мне показалось мало, и я начал регулярно играть — сначала ради удовольствия, а потом незаметно для себя вошел в раж».

Тифлокомментарий: на зеленом фоне цветная фотография в белой рамке. Молодой человек замахивается ракеткой над игровым столом с желтым шариком. На нем зеленая футболка, черные спортивные штаны с белыми вертикальными полосами по бокам, черные кроссовки с красными вставками. На глазах массивная черная маска с красным ремешком. Он держит ракетку правой рукой в защитной перчатке. На предплечье желтая спортивная повязка. Стол деревянный на металлических ножках, за ним ряд красных стульев. Стены помещения светлые, двери с панорамным остеклением, по бокам от них плотные бежевые шторы.

Молодой человек настолько увлекся игрой, что теперь тренируется по несколько часов 3-5 раз в неделю. На одном из областных турниров Сергея заметил мастер спорта по настольному теннису Андрей Гринко и согласился стать личным тренером перспективного шоуданиста.

«Андрею всего 22 года, но за плечами у него уже 10-летний опыт судейства различных соревнований, в том числе международных. С Андреем мне очень легко: я его никогда не стеснялся, а главное, нам не приходится продираться через слова. Он умеет подавать информацию так, что схватываешь ее моментально. Он поднял меня на более качественный уровень, дал мне базу, поставил удары. Кстати, время от времени он сам надевал непроницаемую маску, вставал к столу и играл вслепую, чтобы на основании не только собственных знаний, но и ощущений доходчиво объяснить мне, как это работает. После того как он стал моим наставником, во всех наших белорусских соревнованиях я занимал только первые места. Естественно, Андрей не присутствует на каждой тренировке, так как у него есть своя работа, да и занимается он со мной абсолютно бесплатно. В основном мы встречаемся накануне турниров, особенно крупных. В выездных соревнованиях он меня, как правило, тоже сопровождает».

Играть в шоудаун гродненец начал в мае 2015 года, а уже в 2016 году стал первой ракеткой Белоруссии в этом виде спорта. На своих первых соревнованиях европейского уровня в Праге молодой человек тоже показал неплохие результаты — 23-е место из 42. В том же году подающему надежды спортсмену посчастливилось побывать в другом чешском городе Оломоуц, где, к слову, производятся легендарные столы для шоудауна.

«Тот турнир хоть и не был рейтинговым, пользу принес огромную. Большая 20-ка в это время усиленно готовилась к чемпионату мира и на играх не присутствовала. Несмотря на это, понаблюдав за соперниками, некоторые из которых играют уже по 10-15 лет, мы с тренером сделали для себя массу важных открытий. Как и в любом другом, в этом виде спорта есть мелочи, казалось бы, несущественные, но именно они зачастую становятся определяющими. Допустим, все понимают, что нужно рассчитывать силу удара, многие стремятся бить помощнее, но не все знают, что при атаке необходимо сгибать ноги, чтобы они пружинили, — тогда в ударе будут задействованы мышцы всего организма, а не только руки. Таких нюансов, из которых, в общем-то, и складывается вся игра, множество, и все их надо использовать в совокупности».

На том чемпионате Сергей занял пятое место из 45, а потом отправился на международный рейтинговый турнир четвертой (наивысшей) категории в Италию, где стал 11-м из 66 мужчин. «Все это, естественно, придало мне уверенности и еще больше распалило спортивный азарт, хотя, признаюсь честно, адаптироваться к играм на английском, которым я не владею, оказалось довольно непросто».

Спустя год на том же чемпионате Pisa Open 2019 в итальянском городе Тиррения Сергей Шкибель, за которого болела не только вся Беларусь, но и Россия, обошел в финале немца, француза, поляков и латышей и поднялся на высшую ступеньку пьедестала. Набранные очки позволили ему преодолеть сразу семь строчек в общемировом рейтинге и занять восьмую позицию.

На фото: логотип вида спорта шоундаун Международной федерации видов спорта для слепых (IBSA)

Тифлокомментарий: на фиолетовом фоне логотип. Вертикальной белый прямоугольник, в центре оранжевый круг с надписью на английском «Шоудаун» и схематично изображенным человеком с ракеткой и шариком у борта стола. Над кругом три широкие вертикальные волны оранжевого, фиолетового и зеленого цветов. Под кругом аббревиатура IBSA, буквы написаны зеленым цветом и сильно вытянуты по вертикали.

«В Италии мне вручили деревянную статуэтку в виде медали с брайлевской надписью, а наше центральное правление в качестве поощрения выписало нам с тренером денежные премии. Но больше всего эта победа ценна тем, что среди прочих сильных соперников, которых мне удалось обыграть, был поляк — вторая ракетка мира по шоудауну, ведь я езжу на такие соревнования не только для того, чтобы себя показать, но и стараюсь взять на вооружение какие-то интересные приемы и тактики, которыми пользуются другие игроки».

В мае этого года чемпионат в Пизе собрал 99 незрячих теннисистов из 15 стран: 64 мужчины и 35 девушек. За сотнями сыгранных матчей, проходившими одновременно на восьми столах, следили полтора десятка судей, а финалисты выходили под торжественное звучание национальных гимнов.

«На подобных соревнованиях выкладываешься по максимуму, поэтому после них у меня часто болят мышцы руки, хотя на довольно интенсивных тренировках и наших белорусских турнирах такого практически не бывает. Да и морально очень тяжело: вроде бы играешь всего четыре часа в день, но ответственность и психологическое напряжение настолько зашкаливают, что выматываешься невероятно! Здесь важно не только отточенное мастерство, но и эмоционально стабильный фон: стоит разнервничаться или чуточку расслабиться технически — и ты проиграл. Поэтому нужно быть максимально сосредоточенным, работать на пределе и сохранять хладнокровие. Поначалу я очень волновался, меня смущала камера над столом, толпа зрителей, а теперь с первых секунд сета для меня не существует ничего, кроме стола, мячика, соперника и судьи».

По финансовым причинам выезжать за границу пока получается нечасто: помимо Италии и Чехии, первой ракетке Белоруссии довелось играть в России, Польше и Латвии. Почти все дорогостоящие поездки оплачивали спонсоры, которых находит жена и по совместительству администратор Сергея Ирина Гелда. Благодаря ее же хлопотам и спонсорской помощи в Гродно появился итальянский стол для шоудауна стоимостью около двух с половиной тысяч евро.

«Раньше я думал, что игрок с хорошими результатами в любом виде спорта может заключить контракт с министерством спорта. Но оно платит только тем, кто вошел в тройку лучших на Паралимпиаде, а шоудаун на данный момент паралимпийским видом спорта не является. Экипировку и инвентарь мы покупаем на собственные средства. Проще всего, пожалуй, с очками и масками, потому что они все-таки долго служат, и требование к ним только одно — они должны быть абсолютно непроницаемыми. Перчатки — разумеется, предназначенные для других видов спорта — приходится приобретать наугад в интернете, потому что даже в крупных спортивных магазинах зачастую и близко нет ничего подходящего. Можно заказать перчатки из Евросоюза, но, опять же, не факт, что конкретно для тебя она будет удобной».

Ракетки и шарики для заядлого шоуданиста, что называется, расходный материал. Поначалу Сергей играл самодельными ракетками, теперь же решил приобрести более качественные итальянские, но и они выдерживают не больше нескольких месяцев. С шариками, по словам слабовидящего теннисиста, тоже возникают проблемы: достать их можно только в Европе, но если датские, например, очень прочные и весьма долговечные, то шведские бьются, как стекло.

«В шоудауне пока нет жестких стандартов относительно инвентаря. Что уж говорить, если даже столы, произведенные в разных странах, немного отличаются друг от друга по физическим характеристикам. Чешские столы очень скользкие, поэтому тактика игры на них несколько иная, чем на немецких. Если ты привык играть только на столе российского производства, а на соревнованиях тебя вдруг ставят за чешский, результат, скорее всего, будет плачевный».

Каково слабовидящему спортсмену, привыкшему ориентироваться на зрение, играть в полной темноте? По мнению белорусского чемпиона, в этом плане все спортсмены находятся примерно в равном положении. Поначалу слабовидящему игроку сложнее научиться ориентироваться исключительно на слух, зато он может понаблюдать за игрой со стороны, а незрячий человек долго адаптируется к пониманию того, что вообще происходит в игровом пространстве. С опытом шансы уравниваются.

«Наличие или отсутствие зрения никак не влияют на уровень мастерства. Прежде всего у человека должен быть талант, и его нужно развивать, а для этого нужно терпение. Когда у меня не получался удар, я ежедневно отрабатывал его в течение пяти часов. Мне надоедало, я уставал, ругался и кричал, что никогда не смогу это сделать, хотелось бросить ракетку и пойти куда-нибудь погулять. Но я заставлял себя повторить движение сотни и тысячи раз, пока не доводил его до автоматизма. И теперь шоудаун — моя любимая работа, а не хобби или спорт. А раз так, я должен встать к столу и серьезно заниматься, даже если временами это скучно и нудно».

В последнее время Сергей начал тренировать других ребят. Кроме того, он работает массажистом в больнице. Среди его пациентов - люди, перенесшие черепно-мозговые травмы, инсульты и операции на позвоночнике. Многие из них, поступая на повторный курс реабилитации, хотят снова попасть именно в его руки. Уезжая на очередные соревнования, Сергей берет отпуск за свой счет, на время доверяя клиентов сменщикам. Руководство к постоянным отлучкам титулованного сотрудника относится вполне лояльно.

Читайте также: Интервью с незрячим скейтбордистом Дэном Мансиной