Охота за впечатлениями: выставка «Щукин. Биография коллекции»

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Фасад Пушкинского музея. Прямоугольное здание с элементами античного храма — высоким подиумом, колоннадой вдоль всего фасада и портиком — выступающей центральной частью с треугольным фронтоном и колоннадой по периметру. Фасад покрыт белым мрамором, крыша стеклянная в форме трапеции. Фасад над портиком украшен рельефной скульптурной группой. Под фронтоном надпись «Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина». Между колоннами портика свисают три красных полотна длиной во всю высоту здания. Боковые полотна имитируют ткань с цветочным орнаментом, центральное полотно без рисунка. Через полотна растянулась рукописная белая надпись «Щукин», на центральном полотне текст «Биография коллекции. 19 июня — 15 сентября».

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина до середины сентября проходит выставка «Щукин. Биография коллекции». Здесь представлено одно из самых значимых собраний произведений искусства европейского модернизма, созданных в конце XIX — начале XX века, — коллекция мецената Сергея Ивановича Щукина, а также собрания его братьев. В рамках проекта «Доступный музей» специалисты подготовили программу для незрячих и слабовидящих посетителей: в музее работает тактильная экспозиция, проводятся лекции и экскурсии с тифлокомментариями, представлены тактильные макеты по работам Моне, Матисса, Дега, Пикассо и Сезанна. Колумнист «Особого взгляда» Лариса Овцынова побывала на одной из главный выставок года и делится своими впечатлениями.

Удивительные люди — коллекционеры. Ради своей страсти они готовы пожертвовать средствами, отношениями с близкими, здоровьем и даже собой. Для четырех братьев Щукиных коллекционирование из хобби превратилось в дело жизни. Трое из них создали музеи, которые могли посетить все желающие. На выставке в ГМИИ им. Пушкина каждый зал воспроизводит обстановку одного из этих музеев. Прежде чем попасть туда, проходим по лестнице. Она украшена тканями с узорами, повторяющими рисунки на материях торгового дома «Щукин и сыновья»: мы видим розы, незабудки, ветки цветущей вишни на голубом, красном, черном фоне.

Источник фото: «Ведомости»

Тифлокомментарий: цветная фотография. Центральная лестница Пушкинского музея в тусклом освещении. В дверном проеме на вершине лестницы видна картина Матисса «Танец», обнаженные фигуры людей красного цвета танцуют хороводом на поляне. По левой стороне лестницы с колоннады свисают четыре полотна длинной больше десяти метров. Полотна повторяют рисунок тканей из коллекции Щукина: цветочные орнаменты на красном, голубом и черном фоне. Через полотна рукописная надпись белого цвета «Щукин». По лестнице спускается девушка.

Петр Иванович. Древности и Ренуар

Входим в первый зал — и сразу становится тесно от шкафов и витрин. Такова и была обстановка в музее собирателя древностей Петра Ивановича Щукина на Малой Грузинской (сейчас в этом здании находится Биологический музей им. Тимирязева). Посетитель как будто попадал в пещеру Алладина: со всех сторон ювелирные изделия, кубки, чаши, ковры, монеты, восточные миниатюры и предметы старого быта. Всего коллекция этого — старшего — брата насчитывала 250 тысяч предметов, еще при жизни создателя она была пожертвована Историческому музею вместе со зданиями Музея древностей. За это в 1905 году меценату пожаловали чин действительного статского советника. Входили в коллекцию и живописные полотна, в основном французских импрессионистов.

Одна из жемчужин — «Обнаженная» Огюста Ренуара — 14 лет висела в спальне Петра Ивановича, а потом была выставлена на продажу вместе с другими произведениями искусства (после женитьбы Петру Ивановичу по решению французского суда надо было выплатить круглую сумму в адрес своей многолетней пассии). Купил ее Сергей Иванович Щукин, когда понял, что за картину просят слишком дешево. Изучаем ее — и с трудом можем поверить, что современники сравнивали тело, написанное тончайшими полутонами, с куском мяса, покрытым трупными пятнами.

«Обнаженная». Огюст Ренуар

Тифлокомментарий: цветная репродукция картины в белой рамке на бежевом фоне. Обнаженная женщина с широкими бедрами и полной грудью сидит на кресле боком к зрителю и смотрит прямо на него, развернув корпус и голову вполоборота. Ее правая рука лежит на коленях, левую руку она положила на правое плечо, прикрыв грудь. У женщины спокойное выражение лица и крупные черты лица, алые губы и светлые глаза. Темные кудрявые волосы собраны в высокую прическу. Вокруг женщины разбросаны светлые ткани и одежда белого, серого и бледно-розового цветов, они написаны крупно и не имеют четких контуров, угадываются только складки. Портрет написан в светлых, мягких тонах.

Дмитрий Иванович. Голландцы и фарфор

Из живописи Дмитрий Иванович Щукин целенаправленно собирал европейское искусство XIV-XVIII веков, и только подлинники. В его коллекции насчитывалось более 250 картин, и все небольшого формата. Это немецкие, голландские, фламандские, французские художники. Зал с его коллекцией разделен на небольшие участки серыми перегородками, на которых и располагаются произведения старых мастеров.

Первая картина собрания — «Плоды ревности (Серебряный век)» Лукаса Кранаха Старшего — была куплена в Германии в 1891 году. Художник считался вторым после Дюрера и постоянно с ним конкурировал. На полотне 1530 года изображена женщина, которую хотят заполучить двое мужчин, и каждый тянет ее к себе. На лице женщины написан страх, лица мужчин похотливы, жестоки и агрессивны. Окружающие наблюдают за происходящим кто с любопытством, кто с завистью, кто равнодушно. Сцена характеризует время Серебряного века человечества с появившимися страстями и ревностью, которые привели к первым преступлениям (в Золотом же веке люди жили в мире и гармонии).

В коллекции много произведений старых мастеров на библейские темы, написанных на стыке иконы и картины. В произведениях французских художников преобладают галантные сюжеты и портреты дам на фоне парковых ансамблей, часто в роли пастушек.

Собирал Дмитрий Иванович и фарфор, в том числе Мейсенский — это всегда очень тонкая, изящная работа, расписанная с филигранной точностью растительными или восточными сюжетами, — и художественную эмаль, скульптуры и миниатюры.

Свою коллекцию Дмитрий Иванович Щукин завещал городу, она была расформирована и составила ядро собрания старых мастеров ГМИИ имени Пушкина. Владелец же получил более чем скромную должность младшего помощника хранителя в музее. Он был одним из немногих Щукиных, не покинувших Россию после революции: коллекция стала его судьбой, он не мог ее оставить.

Иван Иванович. Эль Греко и искусные подделки

Портрет Ивана Щукина. Игнасио Солуага

Тифлокомментарий: цветная репродукция картины в белой рамке на сером фоне. На портрете стройный мужчина лет сорока изображен по колено на фоне коричневых и синеватых гор и серого облачного неба. Он стоит прямо, немного согнувшись, правую руку заложил за спину, в левой держит трость и шляпу. Одет в серые брюки, белую рубашку и черный сюртук, застегнутый на одну пуговицу, с галстуком-бабочкой. У него спокойное, немного строгое лицо, короткие рыжие волосы, аккуратно подстриженные усы с бородой и пенсне с голубыми стеклами.

Сверху стены следующего зала задрапированы черной тканью — так обозначается траур по младшему брату Ивану Ивановичу Щукину и его коллекции. Иван Иванович не хотел заниматься коммерцией. Он уехал в Париж и вел жизнь свободную, роскошную и бесшабашную. Сохранился его портрет кисти Игнасио Солуага: мы видим настоящего денди, изящная небрежность одежды и всего облика которого тщательно продумана.

Образ жизни Ивана Ивановича в корне отличался от братьев, но коллекционером он был таким же страстным: собирал русскую икону, старых испанских мастеров, импрессионистов. Судьба его коллекции, как и его собственная, трагична. Расточительство привело Ивана Ивановича к долгам, которые были не в состоянии погасить ни он сам, ни братья. Собрание выставили на продажу, провели экспертизу и большую часть произведений объявили подделкой. Потеряв коллекцию, деньги и прослыв собирателем подделок, Иван Иванович покончил с собой в возрасте около 30 лет.

После продажи судьба многих картин осталась неизвестной. Но некоторые на выставке оказались. «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко приехала в Москву из Будапешта. Удивительно тонкое, нежное лицо и очень серьезный взгляд, обращенный к лучу света, который исходит из ясного голубого неба. Как всегда у этого художника, пропорции несколько изменены и вытянуты.

Также в зале выставлены «Сирень» Клода Моне, «Портрет Антонина Пруста» Эдуарда Мане. В отдельной витрине представлен каталог коллекции Ивана Щукина.

Сергей Иванович. Экспериментаторы

Мы переходим к главной части выставки, которая занимает несколько залов. Коллекция Сергея Ивановича Щукина. В отличие от братьев, он приобретал произведения только современных ему художников: последовательно и только у самих живописцев или через торговые дома, не у частных коллекционеров.

Первый зал посвящен французским импрессионистам. Сначала мы видим серию изображений Руанского собора Клода Моне: собор взят с одного ракурса, но при разном свете. Сергей Иванович сам рассказывал о картинах посетителям, которые могли свободно прийти в его особняк в Знаменском переулке и посмотреть коллекцию. Он говорил, что при взгляде на эти картины ему кажется, будто он находится на севере Франции или в Нормандии и ощущает соленый морской воздух и свежесть мокрой травы. Впрочем, большая часть посетителей считала творчество импрессионистов примером неискусства, а Сергея Ивановича — большим чудаком и оригиналом.

Еще один пейзаж Клода Моне — «Белые кувшинки». Еще одно впечатление. Здесь нет сюжета: просто летний день, пруд, заросший водяными лилиями, через него мостик, на берегу деревья, голубое небо. Но как играет солнечный свет на воде, на растениях, каким теплом, покоем и негой веет от этого уголка! К картине прилагаются тифломодель и тифлоописание. Но в данном случае модель не может передать ощущения. Она дает лишь представление о фактической стороне, расположении объектов. Для погружения в произведение искусства необходимы и грамотные художественные пояснения, и воображение.

«Белые кувшинки». Клод Моне

Тифлокомментарий: цветная репродукция картины в белой рамке на зеленом фоне. На картине простой маленький арочный мост с белыми перилами над прудом, заросшим кувшинками. Берега пруда заросли травами и деревьями с свисающей кроной. Густая зелень с желтыми и голубыми отблесками отражается в воде, и все пространство пейзажа заполнено переливами зеленого. Кувшинки белыми крапинками покрывают гладь воды, а мост будто тоже отражает зелень, наполовину погруженный в темно-синюю тень.

Рядом находится тифломодель картины Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Этого художника так и называли певцом танцовщиц. Как всегда, грация, легкость и красота завораживают зрителя. Впрочем, работ Дега в коллекции Сергея Ивановича было немного.

А вот Поля Гогена коллекционер покупал много и последовательно, благодаря чему, кстати, общество решило, что теперь-то он сошел с ума окончательно. Считается, что именно Гоген помог Сергею Ивановичу перенести потерю старшего сына и жены. Что-то было такое в потерянном раю Таити, в его нестерпимо ярких красках, что помогло возродиться измученной душе. В зале, посвященном Полю Гогену, картины располагаются в виде шпалер — одна под другой. Так же они размещались в особняке Сергея Ивановича, что создавало эффект яркого пестрого ковра или мозаики.

«Ты ревнуешь?» Поль Гоген

Тифлокомментарий: цветная репродукция картины в белой рамке на желтом фоне. На картине на берегу водоема две обнаженных полинезийских девушки со смуглой кожей с темно-зеленым отливом. Одна девушка сидит, опершись правой рукой о землю, подняв и согнув левую ногу и положив на нее левую руку. Ее голова повернута в профиль, на черных волосах венок из белых цветов. В ногах у нее лежит красная материя. Рядом за спиной девушки на спине лежит ее спутница, она закрыла глаза и положила правую ладонь на живот. Розоватый берег омывается голубой водой с четкими отражениями — пятнами черного, рыжего и коричневого цветов. Вдали низкое извилистое дерево склоняет зеленую крону над водой.

Представлены на выставке и работы Поля Сезанна (к картине «Пьеро и Арлекин» прилагается тифломодель), Анри Матисса и Пабло Пикассо. С Матиссом Сергея Ивановича связывали очень длительные отношения. Они вели переписку, Щукин покупал картины из мастерской художника, а тот писал полотна по личному заказу коллекционера. Побывав в России, Матисс написал своих «Красных рыбок» под впечатлением от русской иконы (во что мне было трудно поверить, ведь сюжет картины не имеет с иконой ничего общего, кроме цвета).

Здесь же находятся работы Пикассо «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса», «Любительница абсента». В следующем зале представлены работы Пикассо кубистического периода, в которых он возвращается к истокам живописи — простым формам: скрипки, женские портреты, натюрморты, пейзажи распадаются на геометрические фигуры. О Пикассо Сергей Иванович говорил, что ему надо расписывать готические соборы.

Наше путешествие заканчивается в главном выставочном пространстве музея — белом зале с колоннами. Здесь находится одна, но очень масштабная картина — «Танец» Матисса. Ее Сергей Щукин заказал лично художнику для своего дома. Картина была написана и выставлена в Париже, после экспозиции разразился скандал: работу решительно не приняли. Были сомнения и у Сергея Ивановича, ведь в его доме воспитывались две девочки, и демонстрация обнаженных тел считалась недопустимой. Заказчик уехал без картины, но чуть позже послал за ней. Полотно украсило верхнюю часть лестницы особняка. Позже Сергей Иванович признавался, что картина дает ему энергию подниматься по ступенькам: он как будто совершал восхождение к радости и свету. Художник ограничился тремя, но очень активными цветами: голубизна неба, зелень травы и красно-оранжевые тела танцоров. Не обозначены ни их подробности, ни лица, но зато какая динамика, какой мощный эмоциональный заряд исходит от них!

«Танец». Анри Матисс

Тифлокомментарий: цветная репродукция картины в белой рамке на голубом фоне. На картине пять обнаженных человеческих фигур красного цвета танцуют хороводом на ярко-зеленой поляне, над ними насыщенно-синее небо. Фигуры гибкие и легкие, они будто взлетают в прыжке, отталкиваясь от земли и держась за руки. Фигуры обведены и частично прописаны темным контуром, схематичное лицо видно только у одной фигуры, у остальных головы развернуты затылком, у всех коричневые волосы.

Авторы всех картин коллекции Сергея Ивановича были экспериментаторами, искали новые способы выражения, новый художественный язык. Собирая свою коллекцию и выставляя ее для всеобщего обозрения, Сергей Щукин показал себя очень смелым человеком. Во многом благодаря этому собранию была подготовлена почва для появления и развития русского авангардного искусства.

Коллекция Щукиных, как и Морозовых, была разделена между ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажем. Сейчас мы можем видеть ее целостной в рамках выставки. По экспозиции проходят экскурсии для незрячих и слабовидящих людей, которые проводят очень квалифицированные и специально подготовленные экскурсоводы. Ознакомиться с расписанием можно в разделе календарь по ссылке.

Другие статьи Ларисы Овцыновой читайте в ее авторском блоге «Охота за впечатлениями».