Книжный «Балаганчик»: классика в исполнении уфимского театра незрячих актеров

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной фотоколлаж. На фиолетовом фоне фотография двух женщин. Женщина слева стоит с веером в правой руке и обращается к собеседнице, протягивая к ней правую руку. Она одета в длинное бирюзовое платье, волосы собраны в пучок. Ее собеседница сидит рядом и смотрит на нее, держит в руках платочек. Она одета в розовое полупрозрачное платье, волосы собраны в пучок, на руках черные перчатки без пальцев.

Уже два года в Уфе работает театр с участием незрячих актеров. В 2016 году сотрудники Башкирской библиотеки для людей с нарушением зрения предложили читателям поставить спектакль к акции «Библионочь». Для первой инсценировки выбрали пьесу Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», а после успешной премьеры решили продолжить играть и назвали коллектив театром книги «Балаганчик».

Все актеры театра «Балаганчик» имеют различные ограничения зрения. По словам руководителя и режиссера театра Марины Ивановой, актеров она выбирает среди активных участников культурных мероприятий, в том числе ежегодного поэтического вечера «Живое слово». Состав труппы время от времени меняется, но есть и постоянный костяк: актеры Рамзия Тарасова, Олег Бугров, Зарема Сулейманова, Рима Хусаинова и Ринат Сулейманов. Задействован в постановках и Руслан Карачурин, который уже пять лет работает в театре татаро-башкирской драмы. Марина Иванова, которая участвует в некоторых постановках и как актриса, говорит, что распределение ролей происходит в соответствии с амплуа актеров и с учетом их мнения.

По словам артистов, работа на сцене помогает им снять стресс и отвлечься от повседневных проблем, а после каждого нового спектакля они с нетерпением ждут подготовки к следующим пьесам. При этом для всех участников труппы игра в «Балаганчике» — не единственное творческое занятие. Актер Олег Бугров рассказывает: «Я занимался бальными танцами, сейчас на мероприятиях читаю стихи со сцены и иногда прозу. Меня пригласили в театр книги, как и всех, два с половиной года назад. Мы не профессионалы, у нас любительский театр, но зрители говорят, что им нравится».

«Я с детства любила заниматься самодеятельностью. В „Балаганчик“ я пришла не сразу. Мне предложила попробовать Марина Махмудовна, и ей понравилось, как я играю, — говорит Рима Хусаинова. — Я очень рада, что меня пригласили. Мне нравится играть в пьесах, когда позволяет время. Коллектив у нас дружный. Все стараются друг другу что-то посоветовать».

Режиссер «Балаганчика» добавляет: «У меня не возникает никаких сложностей с актерами, потому что они все принимают участие в спектаклях по собственному желанию».

Репертуар театра формируется его руководителем по предложению работников библиотеки: выбор произведений в основном определяется проводимыми библиотекой мероприятиями, приуроченными к юбилеям писателей и поэтов. Для постановок обычно берут небольшие одноактные классические произведения продолжительностью от 30 минут до одного часа. Среди них «Женитьба Белугина» А.Н. Островского, «Предложение» А.П. Чехова, «Где тонко, там и рвется» И.С. Тургенева. Иногда пьесы презентуют к праздникам, например, отрывок из поэмы «Василий Теркин» представили ко Дню Победы. В этом году в рамках всероссийской акции «Ночь искусств», которая проходила 4 ноября, театр показал спектакли по трем пьесам А. П. Чехова: «Перед свадьбой», «Длинный язык» и «Неудача», репетиции которых начались еще летом. А 27 октября этого года артисты «Балаганчика» принимали участие в республиканском конкурсе «Театральная маска», где соревновались любительские труппы не только из Уфы, но и из других городов Башкирии: Белебея, Стерлитамака, Мелеуза. «Балаганчик» занял третье место — сами актеры считают, что это хорошее место для начинающего коллектива.

Тифлокомментарий: цветной фотоколлаж. Сцена из спектакля. Слева женщина в розовом платье и перчатках смотрит перед собой и что-то говорит. Справа женщина в бирюзовом платье приложила к груди раскрытый веер и улыбается с закрытыми глазами. В центре между ними пожилой мужчина в голубой рубашке, светлом жилете и черных брюках. Он смотрит на женщину с веером, говорит и жестикулирует.

После выбора материала и распределения ролей начинаются репетиции, которые проходят в читальном зале библиотеки для незрячих по выходным дням, когда все свободны. Актеры читают произведение и вживаются в образы своих героев. Иногда, чтобы выучить роль наизусть, незрячие актеры записывают слова персонажей на шрифте Брайля. Для удобства репетиционного процесса звукооператор Вадим Бессольцев записывает и монтирует аудиоверсию пьесы в тифлоиздательском отделе библиотеки. Затем артисты отрабатывают жесты и репетируют движения на сцене.

Руководитель «Балаганчика» сама подбирает костюмы и находит весь необходимый реквизит. По ее словам, это не всегда просто. «С костюмами проблема. Я нахожу какие-то старые в доме культуры, но с костюмами у нас сложности», — отмечает Марина Иванова.

Театральный коллектив придерживается классической подачи материала. Как говорит режиссер, сюжеты классической литературы актуальны во все времена. Перед труппой не стоит задача осовременивать классику путем переработки текста или переноса действий в наши дни. Так, благодаря игре актеров пьеса А. П. Чехова «Перед свадьбой», написанная в 1882 году, выглядит современно и живо, несмотря на использование авторского текста XIX века. Особо следует отметить игру Олега Бугрова и Натальи Бессольцевой, воплотивших образы родителей девицы Подзатылкиной: их работа с голосом, речью и движениями передает характеры героев и вызывает отклик у зрителей.

Зрители узнают о спектаклях труппы от сотрудников библиотеки для незрячих людей, а также на сайте библиотеки или с помощью автоинформатора. Количество зрителей на показах всегда разное. Важно, что актеры, несмотря на различные возможности зрения, показывают настоящие спектакли. По отзывам зрителей, это не просто пересказ выученного текста с выражением, как можно было бы подумать. Это сыгранность актеров, четко отрепетированные движения, работа с залом и интересный подбор пьес, составляющих репертуар театра. Также зрители говорят, что им нравится игра актеров, которые чувствуют своих персонажей и передают живые положительные эмоции. Участники труппы производят на зрителей впечатление жизнерадостных людей, вероятно, потому что они занимаются любимым делом и реализуют свой талант.

В следующем году театр книги будет готовить постановки по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Карима и других писателей. Например, в июне 2019 года, ко дню рождения Пушкина, планируется постановка литературно-музыкальной композиции. А к столетию Мустая Карима — знаменитого башкирского поэта и писателя подготовят спектакль по одному из его произведений. Артисты «Балаганчика» будут продолжать совершенствовать свое мастерство и воплощать на сцене мысли и образы книжных героев. Как сказано в одном из анонсов к спектаклю театра книги, «актеры актуализируют не время, в котором было написано литературное произведение, они актуализируют идеи, осмысленные автором».