Люди: Луи Брайль

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На светло-фиолетовом фоне в центре в обведенном белым цветом круге портрет мужчины с короткими темно-русыми волосами, заостренными скулами и полуприкрытыми глазами. На мужчине черный пиджак и жилет с воротником-стойкой. Это Луи Брайль.

В январе в мире отмечают 210-летие со дня рождения Луи Брайля - создателя универсального шрифта для незрячих людей, которым до сих пор пользуются для учебы, общения, чтения, музицирования и даже ориентировки на местности. О жизни и работе французского педагога и изобретателя и особенностях его метода читайте в нашей статье.

Луи Брайль родился зимним днем 4 января 1809 года в маленьком городке Кувре в 40 км восточнее Парижа в семье небогатого шорника и сапожных дел мастера Симона-Рене Брайля и его жены Моник Барон. Он был четвертым ребенком в семье - единственным мальчиком, которому предстояло подарить незрячим людям возможность учиться, творить, развиваться наравне со всеми.

Однажды, играя в мастерской отца, трехлетний непоседа случайно ранил себя в глаз шорным ножом, вследствие чего начал терять зрение и к пяти годам ослеп окончательно. Его родители оказались людьми на редкость сильными и мотивированными. Они вплотную начали заниматься всесторонним развитием незрячего мальчика: самостоятельно обучили его плетению бахромы для конской упряжи и шитью домашних туфель, пригласили учителя музыки, чтобы Луи мог играть на скрипке. Родители не допускали того, чтобы незрячий мальчик чувствовал себя слабее трех старших сестер: вместо того чтобы баловать и освобождать его от работы по дому, они возложили на Луи круг личных обязанностей, например, помогать матери накрывать на стол и обеспечивать дом водой: каждое утро мальчик сам ходил к колодцу по ухабистой дороге и возвращался с полным ведром. Ребенком он хорошо изучил Кувре, ориентируясь на слух и обоняние, а отец смастерил для него трость, чтобы он мог ощупывать дорогу перед собой.

На фото: дом-музей Луи Брайля, где он родился, и обложка книги Майкла Меллора о Луи Брайле «Прикосновение гения».

Тифлокомментарий: цветной коллаж с двумя фотографиями на светло-фиолетовом фоне с белыми кругами. На фотографии слева теплый солнечный день, среди зелени стоит небольшой светлый дом с темной двускатной крышей и трубой. На углу здания – выносная вывеска. Это дом, в котором родился Луи Брайль. На фотографии справа обложка книги о Брайле Майкла Меллора «Прикосновение гения». На оранжевом фоне слева изображение двух молодых людей в повседневной одежде XIX века. Они идут по проселочной дороге. Невысокий юноша слева держит в правой руке котомку, а в левой - полено. Еще одно полено он зажимает под мышкой. Он оборачивается на высокого юношу с тростью, который идет чуть позади и опирается на его правое плечо.

Как и другие дети, Луи пошел в школу, где изучал алфавит с помощью обычных палочек, а в 10 лет его зачислили в Парижский государственный институт для слепых детей, где он продолжил заниматься музыкой - к знакомой скрипке добавились уроки игры на пианино и органе - и обучился грамоте, вязанию и ткачеству, прослыв одним из способнейших учеников.

В то время незрячие дети познавали мир через книги, написанные рельефно-линейным (или рельефно-графическим) шрифтом. Книг этих было очень мало, по многим предметам учебники и вовсе отсутствовали, поэтому значительную часть программы приходилось воспринимать на слух. Этого мальчику было недостаточно, и он начал интересоваться альтернативными способами передачи информации. В институте он открыл для себя «ночное письмо», разработанное артиллерийским офицером Шарлем-Чарльзом Барбье по требованию Наполеона для передачи военных данных в темное время суток. Письмо осуществлялось методом прокалывания картона, а чтение - через прикосновения к выпуклым проколам. Система Барбье состояла из 12 рельефных точек, различные комбинации которых представляли 36 неповторяющихся звуков. Метод оказался слишком сложным для солдат, в армии его использовать не стали, и Барбье решил представить свое изобретение в Парижском институте для слепых - случилось это в 1821 году, когда Луи было 12 лет. Студенту Брайлю метод показался интересным, но не совершенным: во-первых, письмо целиком полагалось на звуки, и с его помощью невозможно было передать французскую орфографию, во-вторых, палец человека не может охватить весь символ из 12 точек, его приходилось перемещать для прочтения даже одного звука, что замедляло чтение и приносило неудобства. Луи стал думать о том, как упростить такое письмо и сделать его доступным незрячим людям. Во время летних каникул в родительском доме его часто заставали с иглой в руках: юноша сосредоточенно прокалывал плотные листы бумаги и ощупывал их пальцами.

Спустя три года после встречи с Барбье Луи придумал собственную систему - усовершенствованное «ночное письмо», тот самый непревзойденный шрифт Брайля, которым до сих пор пользуются незрячие люди во всем мире. Идея состояла в том, чтобы поместить в ровную прямоугольную клетку символ из шести рельефных точек - два столбца по три точки, - обозначающий букву алфавита. Символы оказались достаточно компактными, чтобы палец мог прочитать букву за один раз, без перемещения. Молодому человеку понадобилось еще пять лет, чтобы окончательно упорядочить шрифт, и в 1829 году 20-летний Брайль представил его на рассмотрение совета родного института, в котором к тому моменту работал учителем-репетитором. Правда, в альма-матер изобретение приняли не сразу - его смогли оценить по достоинству лишь спустя несколько лет. Первая книга на шрифте Брайля вышла в 1837 году, ей стала «История Франции сквозь века». Следующим шагом молодого изобретателя стало создание нотной грамоты для незрячих людей, также основанной на рельефно-точечной системе, которая стала отличным подспорьем для музыканта Брайля и его учеников, а в последствии - музыкантов с нарушением зрения со всего мира.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ухоженные руки тактильно осматривают белый лист бумаги с текстом, написанным шрифтом Брайля.

Шрифт Брайля. Детали

  • сначала шрифт Брайля был прямой транслитерацией французской азбуки и передавал только буквы, числа, пробелы и знаки препинания, позже он стал включать в себя обозначения математических знаков, единиц измерения и множества символов, используемых в различных науках, а также сокращения, аббревиатуры и логограммы. Среди распространенных сокращений можно встретить часто употребимые предлоги, частицы, артикли и даже целые слова, например, мама, рука, день и другие;

  • помимо шеститочечной системы сегодня используют восьмиточечную, или расширенную, с двумя столбцами по четыре точки. Система из шести точек позволяет воспроизвести 63 символа и пробел, а расширенная - 255 символов и пробел. Восьмиточечная система в основном используется в Брайлевских дисплеях;

  • в системе есть обозначения заглавных букв, но зачастую они не используются, это помогает экономить плотную бумагу;

  • знаки пробела перед тире и после запятой не ставятся, а тире и дефис обозначаются одним символом;

  • для записи шрифтом Брайля существует специальный прибор. Плотный лист бумаги зажимается между двумя металлическими пластинами с прямоугольными отверстиями - 18 строк по 24 клетки. Прибор открывается и закрывается по принципу книги. Для письма используется грифель – специальное приспособление, напоминающее шило;

На фото: прибор для записи шрифтом Брайля.

Тифлокомментарий: цветной коллаж из двух изображений на светло-фиолетовом фоне с белыми кругами. На фотографии слева руки набивают текст при помощи прибора для письма по системе Брайля, так называемой «доски Брайля». Справа изображение белой «доски Брайля». Это две белые пластины формата А4: одна гладкая, а вторая состоит из 27 строк, в каждой — по 30 ячеек.

  • при письме автору текста необходимо прокалывать бумагу с обратной стороны листа. Он пишет слова справа налево, чтобы адресат мог прочитать получившиеся выпуклые символы слева направо;

  • специальные символы позволяют выделить часть текста жирным шрифтом или курсивом, они обрамляют нужный фрагмент с двух сторон, как в программировании;

  • система используется как в языках, основанных на латинском алфавите, так и в других языках, где используются кириллица, иегорлифы, вязь и другие виды записи.

У Луи Брайля рано начались проблемы со здоровьем. Холодные, сырые и темные помещения института со скудной вентиляцией, некачественное питание и вода привели к тому, что в 1835 году он заболел туберкулезом. В то время не было методов лечения болезни, кроме отдыха с семьей. В 1844 году он пережил сильнейшее кровоизлияние, но продолжил преподавать музыку и покупать ученикам книги и принадлежности для письма на те небольшие деньги, которые удавалось сэкономить на учительское жалованье, а также платить студентам за создание копий книг для незрячих людей.

Скончался Луи Брайль 6 января 1852 года в Париже в возрасте 43 лет. Его похоронили в родном городе Кувре и в том же году перезахоронили в пантеоне «Париж». После его смерти друзья нашли среди вещей Брайля коробку с надписью «Сжечь не открывая», но не удержались и заглянули в нее. В шкатулке лежали сотни долговых расписок от учеников, которым учитель когда-то помог деньгами. Позже в родительском доме Брайля открыли музей, посвященный жизни и деятельности преподавателя, его именем назвали улицу в Кувре.

Как шрифт Брайля пришел в Россию

В России шрифт Брайля появился во второй половине XIX века. Первым его освоил представитель старинного княжеского рода Денис Оболенский, потерявший зрение ребенком и чуть не отданный в монастырь после разорения отца. С 10 лет он брал уроки у немецкого студента Рупа, который рассказывал семье Оболенских истории успеха незрячих людей в Европе: педагога Иоганна Кни, депутата бельгийского парламента Роденбаха, короля Георга V и др. Когда Рупу пришла пора возвращаться в Германию, семья Дениса отправилась вместе с ним, и в 1857 году незрячий мальчик вместе с родителями поселился в пансионе в Гейдельберге. Там Денис познакомился с пожилой англичанкой Сперлинг, покойный сын которой был незрячим. Специально для Дениса она заказала в Париже «доску Брайля» и французский букварь - мальчик стал учиться письму и чтению на французском, английском и немецком языках. Спустя четыре года он впервые адаптировал систему Брайля для русской азбуки.

Впрочем, этот вариант шрифта, как и следующий, выполненный членом Совета «Человеколюбивого общества» Полежаевым в 1870-х годах, не был принят официально. И лишь русский шрифт Брайля 1881 года, разработанный тифлопедагогом Трумбергом и директором Дрезденского института слепых Бютнером, нашел официальное признание и был введен в программу обучения незрячих и слабовидящих детей. В 1883 году тифлопедагог Анна Александровна Адлер перевела на русский шрифт Брайля нотную грамоту. Год спустя она отправилась в путешествие по Европе, чтобы узнать, как обучают незрячих детей за границей, и заказала на собственные деньги немецкий типографский станок, шрифт, наборные ящики и другие принадлежности, чтобы открыть собственную небольшую типографию и печатать издания на Брайле для незрячих детей. Первую книгу «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям», Анна Александровна напечатала сама с помощью подруг тиражом 100 экземпляров. Еще одну брайлевскую типографию открыл в Одессе офтальмолог Миткевич, его первым изданием стал сборник стихотворений Кольцова. Работа энтузиастов привела к тому, что власти решили открыть в здании Александро-Мариинского училища в Петербурге типографию брайлевской печати, и в 1898 году в России появился первый журнал для незрячих людей «Досуг слепых». Советское же книгопечатание по Брайлю началось в 1924 году с издания трудов Ленина.

В середине 30-х в Москве открылась редакция литературы для людей с нарушением зрения, а взрослых незрячих начали массово обучать грамоте с помощью системы Брайля. В то же время систему адаптировали под национальные языки советских республик: украинский, татарский, грузинский и др. Так шрифт, созданный гениальным французским подростком, стал универсальным языком для обучения, чтения, музицирования и письма всех незрячих людей нашей страны, и остается таким по сей день.