Составляем маршрут для незрячего пешехода. Ориентиры

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Городская улица. Мужчина с белой тростью переходит трамвайные рельсы. Он идет по тактильным направляющим, которые расположены в центре пешеходного перехода.

Тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности, колумнист портала «Особый взгляд» Марта Любимова рассказывает о том, как правильно составлять пешеходные маршруты для незрячего человека. В первой части материала речь пойдет об ориентирах.

Подготовка и обучение

Идеальный незрячий пешеход — это пешеход, который быстро запоминает маршруты, легко переворачивает в голове маршрут из точки А в точку Б и может самостоятельно вернуться в исходную или любую другую точку маршрута. Тот, который без труда передвигается в любом пространстве, умеет сам пересекать проезжую часть и т. д. Максимальная независимость в передвижении — это то, к чему нужно стремиться. Но всегда нужно с чего-то начинать.

А начинать следует с приемов использования белой трости и первых маршрутов. Сначала это могут быть маршруты по прямой до ближайшего киоска или по помещению, но незрячий подросток или взрослый человек, который раньше передвигался только с сопровождающим, теперь начнет ходить сам. Ведь самое главное — начать передвигаться самостоятельно.

Нередко родители задаются вопросом: «Как грамотно составить маршрут для незрячего ребенка?» Попробуем разобраться в этом сложном вопросе. Начнем с того, что для незрячего пешехода маршрут из точки А в точку Б и маршрут из точки Б в точку А — два разных маршрута. Составлять и изучать их нужно отдельно. Бывает так, что на маршрутах туда и обратно используются разные ориентиры, а иногда это могут быть совершенно два разных маршрута, так как в одну сторону маршрут может быть простым, а обратно — уже сложным и небезопасным.

Для того чтобы незрячий пешеход понимал, как устроено пространство, важно работать над ментальной картой. Сделать это можно с помощью рельефных карт и макетов.

Если незрячий человек заучивает маршрут, используя только понятия лево-право, не понимая, где он передвигается и что его окружает, то маршрут для такого человека является своего рода лабиринтом. Это затрудняет запоминание маршрута и повышает вероятность заблудиться.

Пример: молодой человек выходит из подъезда, ему нужно обойти дом и выйти на тротуар за домом. Формально человек поворачивает три раза налево, а потом направо. Но он обходит дом. Понимание, где человек находится и что делает, значительно облегчает задачу этого отрезка маршрута, чем механическое заучивание поворотов бордюра.

Важный момент — на маршрутах не должен использоваться подсчет шагов и ступеней. Исключения, конечно, бывают. Например, если в здании есть два входа с разным количеством ступеней, то, конечно, следует знать, у какого входа сколько ступеней. Если у нужного подъезда четыре ступени, а у следующего — две, то и об этом факте нужно знать, особенно если пешеход периодически пропускает свой подъезд. Что касается подсчета шагов, то используется он очень редко, только в тех случаях, когда иначе невозможно найти поворот и т. д.

Иначе представьте: человек отслеживает повороты, движение транспорта, но он вынужден при этом отсчитывать шаги, которых на длинных маршрутах и больших дистанциях может быть по несколько сотен. А если вдруг собьешься, отклонишься, шаг сегодня будет шире, чем в то время, когда создавался маршрут? Поэтому следует использовать более эффективные системы.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Городская улица, мощенная плиткой. Женщина, ориентируясь с помощью трости, подходит к каменной лестнице.

Для понимания пространства и пространственного ориентирования пешеходов с нарушенным зрением важно понимание двух составляющих: субъект (человек) и объект (предметы, которые наполняют пространство). А также:

  • субъект-объектные отношения: то, как ты расположен по отношению к объектам, наполняющим окружающее пространство. Например, я нахожусь слева от магазина.

  • Объект-субъектные отношения: то, как объекты расположены по отношению к человеку, то есть к тебе. Например, дом слева от меня.

  • Объект-объектные отношения: как объекты располагаются относительно друг друга. Например, шкаф слева от стола, магазин справа от остановки.

Понимание того, как расположены объекты относительно друг друга, помогает незрячему пешеходу составить мысленную карту пространства.

Незрячие пешеходы во время передвижения в пространстве используют разные органы чувств: тактильные ощущения, слуховые, обонятельные. Интерпретируя полученную информацию, незрячие люди понимают, где они находятся, то есть свое конкретное местоположение на маршруте.

Все признаки, которые может ощутить незрячий человек и которые позволяют ему определить свое точное местоположение в пространстве, называются ориентирами. Важные составляющие ориентира — постоянство, заметность и узнаваемость.

Ориентиры — ключевые точки маршрута, которые предоставляют точную информацию о положении человека. Однако все мы понимаем, что некоторые ориентиры всегда присутствуют на месте, некоторые могут исчезать (например, вентиляцию могут выключить), а другие ориентиры трудно определить. Поэтому ориентиры делятся на первичные и вторичные.

Первичные ориентиры всегда находятся в одном месте, их невозможно пропустить. К первичным ориентирам относят поворот бордюра, ступени, изменение фактуры поверхности.

Вторичные ориентиры или не всегда присутствуют в одном и том же месте, или их нужно специально искать, но можно пропустить. На вторичные ориентиры не всегда можно рассчитывать, так как, например, фонтан могут отключить. Если вам нужно повернуть после второго столба или четвертого дерева, а вы его вдруг пропустили, после чего сбились с маршрута, то такой ориентир не может быть первичным.

Первичные и вторичные ориентиры играют важную роль в ориентировании незрячих людей, потому что представляют собой один из важнейших способов подтверждения своего местонахождения в пространстве.

Направляющая

«Направляющая» и «ориентир» — это разные понятия. Ориентир помогает понять местоположение, а направляющая — сохранять прямую линию передвижения. В качестве направляющих могут служить стена, бордюр, смена фактуры (асфальт-газон или линолеум-ковер).

При проработке маршрута обязательно возникнут ситуации, когда незрячему человеку, двигающемуся вдоль направляющей, будет необходимо, определив ее разрыв или иное изменение в пространстве, повернуть на ответвляющуюся дорожку, перейти проезжую часть и т. д. Такое место на маршруте называется «вехой» или «точкой принятия решения». Здесь пешеход, опираясь на совокупность факторов, включая знание маршрута, принимает решение — он опирается не на ориентиры, а на ряд конкретных признаков, указывающих на то, что ему необходимо остановиться, свернуть или начать искать, например, вход в здание.

О том, как важно запоминать

Человек без нарушения зрения, когда ему требуется прийти в место, в которым он был лишь однажды, поэтому плохо запомнил маршрут, может посмотреть по сторонам и найти знакомые визуальные ориентиры, после чего придерживаться направления по ним. Даже зная лишь примерное направление, он сможет легко дойти до цели, срезать путь и пройти разными маршрутами. Важная особенность в самостоятельном передвижении незрячего человека — он должен помнить маршрут или пространство.

Вторую часть материала можно найти по ссылке.