В поисках живой воды: Александр Яшин

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На фиолетовом фоне с белым фольклорным орнаментом черно-белая фотография Александра Яшина. Это темноволосый крепкий молодой мужчина с короткой бородой, правильными чертами лица и добродушной улыбкой. На нем белая косоворотка с народным узором на воротнике.

Фольклорист, литературовед, парфюмер и преподаватель Александр Яшин рассказывает о том, как пение прабабушки изменило его жизнь.

Как все началось

О чем думают родители, когда у них появляется незрячий малыш? Мои, например, как и многие другие, надеялись, что слепоту можно вылечить, много ходили со мной по разным учреждениям, целителям, центрам. Понятно, что обещанные родным златые горы так и остались златыми, поэтому они оставили идею о моем прозрении. Они не опустили руки, а просто занимались со мной, давали мне максимум полезных и интересных знаний, которые здорово помогли в жизни.

Помню, например, как мы ходили с мамой в парки, как она показывала мне разные растения, рассказывала о внешнем виде городских домов, транспорта, людей, животных, всего, что меня интересовало. Мама учила ориентироваться в пространстве, хотя не имела тогда тифлопедагогического образования. Папа заразил меня любовью к технике, много гулял со мной, говорил о жизни, всегда слушал мое мнение. Бабушки, дедушки и другая родня отдавали накопленный жизненный опыт, читали мне, учили разным бытовым навыкам. Вся семья принимала участие в моем становлении.

С особенной теплотой вспоминаю летние поездки в деревню: неповторимый воздух, разговоры, запах хлеба и вкус кваса, мою прабабушку — наставницу и доброго друга. Баба Дуня (Евдокия Михайловна Алексанова), как я уже потом понял, стала для меня маяком, человеком, во многом повлиявшим на то, кем я являюсь сейчас.

Она не делала ничего особенного: просто рассказывала о своей тяжелой жизни, о войне, учила петь старинные песни, сказывала сказки, погружала в русскую старину, а я мог часами завороженно сидеть и слушать ее. Жаль, что у меня не было тогда понимания, как быстротечна жизнь, поэтому я не записал голос моей прабабушки на пленку, не оставил звуковую память о ней.

Школа, поездки, музыка

В 6 лет меня отдали в дошкольную группу школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих города Москвы. Сначала думали отдать в первый класс, но я и сам не захотел, да и педагоги сказали, что спешить некуда. Я весьма быстро освоился в группе, подружился с ребятами, полюбил бывать в школе. Наши воспитатели отдавали себя детям до капли, старались уже на таком раннем этапе дать нам понимание, что надо жить независимо, учиться ориентироваться, развиваться в любых областях, которые интересны.

Потом началась школа. О ней тоже остались самые теплые воспоминания. Отдельные места в сердце занимают уроки русского языка и литературы, а также музыки, истории и географии. Помню, как пришел на музыку в первый раз, а наша учительница Нина Николаевна Макарова задала вопрос: «Что ты любишь петь?». Я спел старинную свадебную песню, которую запомнил от прабабушки. Это очень удивило учительницу. Она взяла меня в формировавшийся тогда ансамбль «Полет», который потом пел в том числе и народные песни. Мы много ездили выступать. Каждая поездка — праздник. Мы пели всюду: в автобусах, на улице, в метро, там, где было можно и где было совсем уж нельзя. Нина Николаевна воспитала в нас огромную любовь к абсолютно разной музыке. Обладая отличным вкусом и музыкальным чутьем, она всегда показывала нам лучшее из классики, эстрады, фольклора, джаза.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Двое мужчин и три молодые брюнетки в повседневной одежде стоят полукругом в светлой комнате, широко улыбаются. Среди них Александр Яшин. На белых стенах висят разноцветные тканые полотна с народным орнаментом. Дальний угол заставлен ткацкими станками.

Студенчество

Именно любовь к музыке и русскому языку определила мой дальнейший профессиональный путь. Я понимал, что заниматься только народным пением не могу, а вот фольклористикой (наукой о фольклоре и традиционной культуре) могу вполне. Помню, как мама случайно узнала о Государственном институте русского языка имени Пушкина. Мы поехали туда, пообщались с преподавателями, посмотрели вуз. Меня по-хорошему удивило отношение педагогов. Никто не охал, не пытался узнать о том, как я, такой бедный-несчастный, все еще живу на свете. Мне задали единственный вопрос: «Как вы планируете тут учиться?». Когда я ответил, что владею компьютером, изучаю польский, умею и люблю читать, легко учусь новому, меня прервали и сказали: «Подавайте документы. Все будет хорошо! Мы готовы вас принять». Я сдал ЕГЭ, поступил на направление «преподавание филологических дисциплин» филологического факультета и не пожалел. Понравилось решительно все: группа, преподаватели, изучаемые дисциплины. Казалось бы, причем тут фольклор?

«Равень»

Тифлокомментарий: цветная фотография. Светлый репетиционный зал с высокими окнами. Шесть человек в фольклорных костюмах стоят полукругом, поют. В центре Александр Яшин. На мужчинах белые косоворотки с красным орнаментом, подпоясанные красными поясами с кистями на концах. На женщинах белые и красные сарафаны поверх рубах с народными узорами, крупные бусы, на головах повязаны пестрые платки. Позади них на стене висят зеркала.

Мне было очень тоскливо без песен, без репетиций школьного ансамбля «Полет», без общения с единомышленниками. Я, знавший уже тогда весьма много о музыкальном фольклоре, начал искать место, где смогу петь народные песни. Поиски были сложными. Помню, обошел много кружков и студий: где-то не нравились педагоги и подход, где-то репертуар или изучаемая фольклорная традиция, где-то все вместе.

Промучился с год, а потом решил, что надо организовать свой ансамбль в Институте русского языка. Нашел единомышленников, заинтересовал их, так и появился «Равень».

Сначала мы пели песни разных регионов, искали свой звук, я пытался понять, как научить людей тому, что умею сам, потому что ко мне пришли абсолютные новички, которым нравилась петь, но ничего не было понятно именно про традиционную музыку. С костяком ансамбля, сложившимся за четыре года, мы многого добились, спелись, сдружились, но времена меняются, вузу перестал быть актуален фольклор и у нас отобрали помещение. Студенческий состав ансамбля распался в 2018 году, но история коллектива на этом не закончилась.

Колодец с живой водой

Слово «Равень» означает колодец. На выступлениях мы с ребятами говорим о том, что старинные песни уже почти забыты, они лежат на дне колодцев памяти, а мы достаем их, показываем людям, даем понять, как нужна и важна эта музыка сейчас, спустя многие годы. Наши «колодцы с живой водой» — это фольклорные экспедиции, куда мы постоянно ездим. Я убежден, что фольклорный коллектив обязан учиться пению у бабушек — носителей традиции, как было встарь, как учились многие мэтры фольклорного движения, как учился когда-то я у своей прабабушки Дуни. Преподаватели в институте объяснили мне основы полевой фольклористики, рассказали о том, как собирать песни, о чем спрашивать, как говорить с бабушками. В студенческие годы я ездил в экспедиции и даже сам их организовывал. Эти знания очень пригодились при работе с ансамблем. Для исследования мы выбрали Брянскую и Калужскую области. Там еще живы люди, помнящие старину, готовые говорить, вспоминать, петь. Каждая поездка — глоток живой воды, откровение, урок.

Как поехать в экспедицию, если ничего не видишь

Тифлокомментарий: цветная фотография. Ясный день. Крупным планом Александр Яшин. Он стоит у стойки с микрофоном, улыбается. На нем черная куртка поверх белой косоворотки.

Меня многие спрашивают об этом. По опыту могу сказать, что никогда и никому из работников культуры или народных исполнителей мне не приходилось ничего дополнительно объяснять. Поездки всегда организуются мной. Я просто выбираю район, ищу там контакты носителей традиции, созваниваюсь с ними или руководителями ансамблей, договариваюсь о встрече. Поиском транспорта, места для проживания и прочим тоже часто занимаюсь я. После решения формальностей мы с ребятами приезжаем и записываем фольклор. Редко у кого из бабушек возникает вопрос о моем зрении. Они, как это ни странно, воспринимают меня абсолютно спокойно, не ужасаются и не восхищаются. Мы просто общаемся и остаемся максимально довольны друг другом.

А что же дальше

Фольклор — источник мудрости и знаний, отличное терапевтическое средство, интересное хобби. Считаю, что моя основные задачи сейчас — научить людей слушать и слышать традиционную музыку, дать им понять, как она красива и необычна, объяснить, что у нее есть место в пространстве современного города, записать тех, кто помнит, как пели и жили раньше. Мы с ансамблем постоянно выезжаем на фестивали, проводим семинары, лекции.

Сейчас я консультирую несколько коллективов в Москве, Подмосковье, Брянской и Калужской областях. На достигнутом останавливаться не собираюсь. В планах большой фольклорный фестиваль с участием деревенских исполнителей, выпуск пособий и дисков, запись альбома ансамбля. Традиционная музыка — часть меня и моя большая любовь. Желаю каждому, чтобы у него в жизни тоже было нечто вдохновляющее, дарящее столько же эмоций и сил, сколько дарит мне фольклор.