Дом, который построила школа: истории о жизни в интернате для детей с нарушением зрения

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: статья проиллюстрирована тремя рисунками в фиолетовых тонах. Зимние сиреневые сумерки. На небе зажигаются первые звезды. Среди белых сугробов стоит розовый многоэтажный дом с фиолетовой крышей. В некоторых окнах горит желтый свет, видны силуэты жильцов. На улице перед домом играют дети в яркой одежде.

Какие эмоции возникают у выпускников, когда они слышат о школе-интернате? Кто-то жил там по несколько дней, а кто-то покидал стены учреждения лишь на каникулы. Для бывших учеников интернат — это детство, а воспоминания о нем всегда вызывают улыбку. Как ученики списывали на контрольных работах? Как они подшучивали над одноклассниками? О каком блюде из школьной столовой выпускники помнят до сих пор? Незрячий психолог и редактор Юлия Васильева вспомнила самые яркие истории из жизни школы-интерната для детей с нарушением зрения.

Опять контрольная!

В школах-интернатах незрячими и слабовидящими могут быть не только ученики, но и некоторые учителя. Разве можно не воспользоваться этим фактом на контрольных?

Итак, контрольная по математике. Из всего класса, конечно же, готова только Катя. Все бы ничего, Катя может поделиться решением со всем классом, но варианта два! Накануне контрольной у ребят созревает коварный план: из параллельного класса на перемене приходит Оля, которая тоже сильна в математике, пробирается под парту Кати и сидит там тихонечко, решая второй вариант. Сделать это ей нужно очень быстро, потому что нужно успеть и на свой урок, хотя бы с опозданием. И вот Катя, закончив со своим вариантом и сдав тетрадь, просит разрешения выйти. Одноклассники в это время начинают живо просить помощи у слабовидящего учителя, чтобы он подошел к ним и не заметил, как вместе с Катей, практически под ее одеждой, из класса выползает Оля. Репетиции этой замечательной пьесы проводились весь вечер. Оценки были у всех в тот день отличные!

И похожих историй не счесть. В одном классе был слепоглухой мальчик, который мог немного слышать при помощи слухового аппарата. Он научил одноклассников дактилю, после чего те могли в полной тишине подсказывать друг другу на контрольных.

А еще один изобретательный слабовидящий мальчик, отвечая у доски в классе незрячего учителя, иногда писал на листе бумаги крупным маркером формулы и держал их на вытянутой руке. Зачем? А затем, чтобы учитель не услышал, что он читает, уткнувшись носом в тетрадь!

Правда, бывало и наоборот: иногда зрячие учителя не знали Брайля и просили меня, как хорошую ученицу, проверять тетради одноклассников. Конечно же, у тех, с кем я дружила, ошибок просто не могло быть!

Найти иголку, но не в стоге сена

Тифлокомментарий: швейной иглой кто-то осторожно прикасается к фиолетовому стеганому одеялу. Легко держит ее большим и указательным пальцами правой руки. От иголки вьется розовая нить. В месте соприкосновения сияет небольшая белая звезда.

В обычных школах дети после окончания уроков, кружков и секций отправляются домой. В интернате по вечерам у нас была насыщенная разными событиями жизнь. Часто проводили праздники, концерты и другие мероприятия, а иногда мы просто общались, слушали музыку или пели песни под гитару. Собирались чаще всего на диванчиках в коридорах, так как мальчикам и девочкам нельзя было заходить в комнаты друг к другу.

Во второй половине дня учителей сменяли воспитатели, которым и доставалась самая сложная, на мой взгляд, часть образовательного процесса. Нужно было проследить, чтобы все выполнили домашнее задание, занять чем-то интересным вечерний досуг, разрешить возникающие между детьми конфликты. Конечно, иногда нас ругали, не без этого, но часто именно воспитатели были теми людьми, к которым мы приходили и с радостями, и с проблемами. А некоторые даже помогали скрыть наши шалости.

Думаю, следующая история будет хорошо знакома тем, кто бывал в детском лагере. Однажды старшеклассницы решили подшутить над мальчиками. Мазать зубной пастой их, вроде бы, уже неинтересно, поэтому дождавшись, когда все заснут, они поменяли им одежду и обувь на женскую, выбрав при этом самые коротенькие юбки и туфли на высоком каблуке. Этого показалось мало — было решено пришить парней к простыням. А в чем чаще всего спят мальчики? Конечно, в трусах! Вот их и пришлось пришивать. И все было бы чудесно, если бы Игорь не начал во время процесса ворочаться во сне. Проказницы испугались, что он сейчас проснется и разбудит всю комнату, поэтому решили ретироваться. И только оказавшись на безопасном расстоянии, они поняли, что иголку с ниткой оставили в постели Игоря. Пришлось идти с повинной к ночному воспитателю, а та, вместо того, чтобы отругать девчонок, согласилась помочь.

Воспитательница тихонько зашла в комнату мальчиков и только тут поняла, что не уточнила, у какого Игоря была забыта иголка, а в комнате их было двое! Делать нечего, пришлось искать самой. Пока она аккуратно обследовала постель первого Игоря, стараясь его не разбудить, второй Игорь, с интересом следивший за процессом, спросил: «Вы, случайно, не это ищете?», после чего протянул воспитательнице иголку.

Утром в столовой мы услышали рассказ со стороны первого Игоря. Он проснулся от того, что почувствовал на себе руки воспитательницы. Можно представить его удивление, так как женщине было уже за 60 лет. Парень задал резонный вопрос: «Что вы делаете?». К счастью, воспитатель уже получила иголку от второго Игоря, поэтому ответила: «Спи, Игорь, все в порядке», а затем спокойно вышла из комнаты.

Кстати, на завтрак рискнули спуститься не все мальчики из той комнаты, но некоторые все же посчитали, что еда важнее, и пришли даже в коротеньких женских халатиках, что вызвало бурю эмоций со стороны остальных детей. А воспитательница так и не выдала девочек. Секрет этот они сами раскрыли уже после окончания школы.

Приключение на крыше

Тифлокомментарий: на фиолетовом фоне стоит девушка с ярко-розовыми волосами, которые развеваются на ветру. Она, открыв рот, смотрит в небо. Сверху падают желтые звезды, оставляя за собой длинные следы.

Еще мне запомнился случай, когда воспитатель рискнула своей работой ради того, чтобы мы смогли посмотреть салют на 9 мая. На праздники нас в школе осталось человек семь, и мы не знали, чем себя занять. Мечтали о том, как хорошо было бы оказаться на крыше во время салюта. И вдруг воспитатель, которая жила в нескольких остановках от школы, предложила нам пойти к ней в гости. Такое не практиковалось, тем более вечером, без отдельного разрешения. Но на тот момент в школе никого, кроме охранника, не было, а с ним Елена Викторовна договорилась.

Погода была прекрасная, мы шли пешком и весело болтали, для нас это было целым приключением. Как мы удивились, когда Елена Викторовна попросила двух своих друзей, у которых были ключи от разных складских помещений, помочь нам попасть на крышу девятиэтажного дома! Мы с замиранием сердца смотрели и слушали салют, восхищаясь самим ощущением того, что мы были на такой умопомрачительной высоте. После окончания салюта Елена Викторовна пригласила нас к себе домой и угостила блинами. И только к 11 вечера мы вернулись в школу, довольные и счастливые. Именно в момент нашего возвращения позвонила директор школы, чтобы узнать, все ли в порядке. Мы замерли, а Елена Викторовна спокойно ответила, что дети давно спят. Мы аплодировали ее выдержке и были очень благодарны за этот вечер. Уверена, если бы об этом кто-то узнал, то воспитателя точно бы уволили.

Ода кукурузной каше

Очень много воспоминаний у выпускников интерната связано со школьной столовой. Кормили по-разному, но и я, и большинство моих друзей учились в 90-е годы, а тогда с едой у всех было туго. По вечерам после отбоя мы часто обсуждали, какие вкусные блюда готовят дома наши мамы, а читать русскую классику, в которой подробно описывают пиры, на ночь вообще было вредно.

Однажды мы стали счастливыми обладателями большого количества кукурузной крупы, которая посетила нас в составе гуманитарной помощи. Других продуктов на тот момент было мало, а ее, то есть кукурузной крупы, предостаточно, поэтому мы получали ее каждый день как минимум на завтрак и на ужин.

Представим заспанных учеников старших классов за завтраком. Они сидят за столами, перед каждым стоит тарелка с кукурузной кашей. Большинство присутствующих лениво пьют чай, не обращая на кашу ни малейшего внимания.

В столовой появляется тетя Люся — дородная дама, занимающая в школе очень важную должность кастелянши. Заметив, что дети не отдают должное такой привычной уже каше, она решает их замотивировать.

— Ешьте, девчонки, кашу кукурузную, — говорит она, — от нее грудь будет очень хорошо расти!

На ее предложение реагирует Инна, она голосом прилежной ученицы на уроке спрашивает:

— Скажите, пожалуйста, что будет расти у мальчиков? Просто я смотрю, Антон уже третью порцию ест.

В столовой тишина. Все взгляды обращены на тетю Люсю. Тем временем ее лицо становится еще более красным.

— У мальчиков? Ну, что у мальчиков... — мямлит она.

И, наконец, о да, озарение:

— А у мальчиков — все остальное! — выкрикивает она и важно покидает столовую под смех учеников. Теперь они точно проснулись и готовы к урокам.

Я уверена, что каждый, кто учится сейчас или учился в интернате, может пополнять копилку таких историй бесконечно. Они могут быть смешными, трогательными или немного грустными, но всегда приятно собраться с друзьями детства и от души повспоминать.