Первый день на новой работе: как пережить этот этап без стресса

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Вид сверху на белоснежный рабочий стол. Перед открытым ноутбуком сидит мужчина. На столе за ноутбуком установлена офисная техника.

Перемены в жизни — процесс интересный, но не всегда легкий. Человеку требуется время для того, чтобы привыкнуть к новому статусу, месту жительства или к работе. После того, как соискатель прошел собеседование и был принят на работу, его ожидает период адаптации. И именно от того, насколько легко и быстро пройдет этот этап, зависит успешность дальнейшей работы. О том, как незрячему человеку с наибольшей пользой и наименьшим стрессом провести первые дни на новом месте, рассказывает незрячий психолог Юлия Васильева.

Тифлокомментарий: цветная фотография. Серый тротуар, выложенный плиткой. К бордюру приближается женщина с белой тростью.

Подготовка к первому рабочему дню

Адаптация на новом рабочем месте — длительный процесс, но самым важным и запоминающимся часто становится первый рабочий день. Большинство людей накануне начинают испытывать волнение, думать о том, как войти в новый коллектив, как в выгодном свете показать себя начальству, как быстро познакомиться с кругом своих обязанностей. Незрячие люди часто переживают еще и по поводу того, как не попасть в неловкую ситуацию из-за слабого зрения или его отсутствия, что о них подумают зрячие коллеги.

Вот несколько полезных советов, которые помогут встретить первый рабочий день во всеоружии.

  1. Для снижения тревоги важно обеспечить себе правильный психологический настрой. Не стоит ожидать слишком многого от первого рабочего дня. Согласно статистике, многие люди увольняются как раз из-за несоответствия ожиданий и реальности. Например, незрячий человек может представлять рабочее место более комфортным, здание — более доступным и т. д.

  2. Важно не пытаться заранее продумать действия или ход мыслей других людей. Часто перед серьезным разговором мы пытаемся мысленно построить диалог, предположить, что скажут нам в том или ином случае друзья или коллеги. Если что-то идет не по представленной нами схеме, то мы начинаем переживать. Конечно, у нас могут быть заготовлены ответы на некоторые вопросы, которые сделают вхождение в коллектив проще, но не стоит слишком увлекаться выстраиванием вымышленных диалогов.

  3. Человек намного легче адаптируется в новой среде, если он начинает этот процесс отдохнувшим, поэтому лучше заранее подумать над режимом, подходящим для новой работы, и хорошо выспаться.

  4. Конечно же, в первый рабочий день нельзя опаздывать. Незрячий человек должен уделить особое внимание маршруту от дома до работы и обратно, рассмотреть различные варианты пути. Для того чтобы понять, сколько времени занимает дорога, можно несколько раз съездить или сходить по наиболее удобному маршруту. Это также поможет запомнить его получше. Один мой знакомый почти полдня искал свой новый офис, из-за чего работу пришлось искать заново, так как ему просто было стыдно в этом признаться.

  5. Внешний вид является очень важным фактором, влияющим на восприятие нас окружающими. Если есть возможность, нужно заранее узнать, имеется ли в той компании, куда вас приняли на работу, конкретный дресс-код. Об этом можно спросить на собеседовании или тогда, когда вы узнали о том, что уже приняты на должность. Можно также ориентироваться на свой предыдущий опыт, если вы уже работали в подобного рода местах, или посоветоваться с работающими друзьями, если это ваш первый опыт. Помните, что одежда должна быть удобной и привычной, чтобы вы не отвлекались на приведение ее в порядок в столь важный для вас день.

  6. Еще нужно выделить время для сборов на работу. Можно составить список вещей, которые могут вам пригодиться. Их выбор поможет вам настроиться и создать приподнятое настроение. Сложить все необходимое лучше вечером, чтобы утром не суетиться и не бояться забыть что-то важное.

Тифлокомментарий: цветная фотография. В холле просторного офисного здания перед лифтом стоят три человека, одетые в деловом стиле: два мужчины и женщина. Мужчина средних лет в темных очках держит в правой руке белую трость. Женщина, опустив голову, смотрит на чашку с блюдцем у себя в руках. Молодой мужчина стоит у кнопок лифта.

И вот он настал!

С чего же начинается первый рабочий день? Конечно, со знакомства с начальством и коллективом. Процесс этот не ограничивается одним днем, поэтому нужно запастись терпением и понять, что какое-то время за вами будут пристально наблюдать и оценивать не только вашу работу, но и поведение в целом.

К новым членам коллектива обычно относятся настороженно — особенно это касается людей, которые сильно отличаются от других. У некоторых коллег поначалу может не возникнуть желания общаться с незрячим человеком, они могут стесняться. Не стоит сразу осуждать их за это, так как, возможно, они вообще видят незрячего человека впервые. Другие же, наоборот, могут засыпать вас вопросами. Здесь вам самим нужно решить, на какие темы вы готовы говорить, а о чем лучше не рассказывать. Не стоит резко пресекать попытки узнать о вас побольше, лучше переводить разговор в шутку. Вообще, улыбка и юмор всегда способствуют сближению.

Что же касается руководства, здесь все зависит от организации. В некоторых компаниях вас могут просто представить начальнику как нового сотрудника, в других же организациях руководитель будет лично заниматься вашим обучением. В начале не столь важно показать, насколько вы компетентны и какие навыки у вас имеются, нужно слушать, задавать вопросы и наблюдать за тем, как работают коллеги. Если вы сразу начнете переделывать рабочий процесс под себя, то это может вызвать негативную реакцию.

А вот адаптацией рабочего места вы можете заняться сразу. Для незрячего человека очень важно, чтобы нужные для работы вещи находились в определенных местах и были всегда под рукой. Если вы работаете в отдельном кабинете, обустроить его будет проще. Можно даже сделать его уютным с помощью милых сувениров, цветов или фотографий. Если же вы делите пространство с другими коллегами, комфортным должно быть хотя бы ваше рабочее место. Сейчас в больших компаниях популярны опенспейсы — большие помещения, где столы просто стоят за перегородками, а вещи сотрудники складывают в шкафчики. В таком случае незрячему человеку в первое время может быть сложно находить рабочее место, поэтому нужно придумать отличительный знак, по которому можно будет ориентироваться.

Изучение рабочего пространства должно быть отдельным пунктом во время адаптации. Многие люди, особенно те, у кого есть небольшой остаток зрения, стесняются спрашивать, где находится кухня, туалетная комната или другие важные для них помещения, это приводит к разным неловким ситуациям. Я сама первое время делала эту же ошибку — на одной работе не обедала несколько дней, так как боялась спросить, как устроен процесс приема пищи в этой компании, есть ли столовая, где можно купить еду, можно ли ее брать с собой. Зрячие люди, приходя в новый коллектив, просто смотрят, как поступают коллеги, у нас же такой возможности нет, поэтому лучше обо всем спрашивать. Можно попросить кого-то из коллег провести экскурсию по зданию или этажу, на котором вы работаете. Если вы не запомнили все с первого дня, то не стоит переживать, ведь вам и так нужно усвоить много разной новой информации. Это только кажется, что коллеги могут плохо о нас подумать, если мы будем спрашивать, как пройти в то или иное место. На самом же деле многим из них будет приятно помочь. К тому же это еще и повод познакомиться поближе. Могу сказать точно, что блуждающий по коридорам человек смотрится гораздо более странно, чем новичок, который задает вопросы.

Адаптация без стресса

В психологии выделяют четыре стороны адаптации новых сотрудников — профессиональную, психофизиологическую, социально-психологическую и организационную.

Профессиональная адаптация состоит в том, чтобы сотрудник уяснил специфику работы в конкретной организации. Часто у нового члена коллектива есть наставник или несколько коллег, которые вводят его в курс дела. Именно на стадии ученичества важно задавать как можно больше вопросов, записывать информацию, обращаться за помощью. Незрячие люди часто думают, что, задавая вопросы, они могут показать свою некомпетентность, но это совсем не так, это лишь показывает вашу заинтересованность и уважительное отношение к опыту коллег.

Психофизиологическая адаптация заключается в приспособлении к графику работы, к условиям труда и отдыха. Некоторые люди считают: если они будут работать без отдыха и перерывов, то смогут показать себя усердными и ответственными работниками. Они забывают о том, что это может повлечь за собой быструю утомляемость и даже профессиональное выгорание. Людям с остаточным зрением вообще нужно делать частые перерывы, особенно если они работают за компьютером, и это важно заранее обсудить с руководством. Опять же, во время общих перерывов вы можете пообщаться с коллегами и узнать их получше. Для многих слабовидящих людей важную роль играет то, как устроено освещение в рабочем помещении. К примеру, одна моя подруга может работать только за столом, находящимся возле окна, о чем всегда предупреждает руководство.

Социально-психологическая адаптация — установление деловых и межличностных отношений с коллегами, а также понимание норм поведения, принятых в данной организации. Этот этап может занять много времени, а его успешность зависит от того, насколько вы будете общительным и дружелюбным человеком, сможете ли войти в неформальные группы вашего коллектива. Иногда незрячие люди ведут себя обособленно, считают, что зрячие коллеги относятся к ним не так, как бы им хотелось, но эти мысли явно не способствуют сближению с коллегами.

Организационная адаптация — знакомство со структурой организации, определение той роли, которую новый сотрудник в ней занимает. Важно понимать, кому непосредственно вы подчиняетесь и кому будете отчитываться о проделанной работе. Полезно также знать, существуют ли в компании штрафы или премии. Это часто повышает мотивацию новых сотрудников.

Первый рабочий день иногда может казаться бесконечным и достаточно сложным, перегруженным информацией и знакомствами. Когда же процесс адаптации остается позади, мы часто с улыбкой вспоминаем его, несмотря на досадные мелочи и смешные оплошности.