Учимся доступно: онлайн-образование для людей с нарушением зрения

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом руки на клавиатуре включенного ноутбука, стоящего на столе.

Онлайн-образование — это несомненный тренд, который стал еще более актуальным в условиях пандемии. Естественное желание людей быть успешными и успевать за быстро меняющимся миром порождает большой спрос и еще большее предложение в этой сфере. Во времена пандемии даже ленивый принял участие хотя бы в одном вебинаре, поучаствовал в конференции в Zoom или подписался на какой-нибудь курс. Но доступно ли онлайн-образование для всех и актуально ли оно для незрячих пользователей? Об этом — в статье корреспондента «Особого взгляда» Владимира Васкевича.

Рынок онлайн-образования огромен и разнообразен: в этой статье мы будем говорить о курсах на открытых платформах, об инфопродуктах и онлайн-тренингах личностного роста, а также об обучающих мастер-классах и вебинарах от некоммерческого сектора.

Доступность онлайн-образования

Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом женщина за столом, печатающая на ноутбуке.

По словам соавтора интернет-проекта «Опиши мне» Маргариты Мельниковой, онлайн-обучение вряд ли кардинально изменит чью-либо жизнь. «Оно скорее может повысить то, что человек наработал уже в университете, колледже или лицее. Узнать что-то новое, повысить компетенции в какой-то сфере — это да. А дать фундаментальные основы и серьезную базу — вряд ли. Здесь требуется время, может, даже не один год, долгосрочная работа с преподавателями. Например, если бы я не владела английским с университета, вряд ли для меня были эффективны онлайн-курсы по художественному переводу», — считает она.

Для незрячих студентов особенно важно живое общение с преподавателем. Им часто приходится объяснять что-то подробнее из-за недоступности презентаций и программного обеспечения. Если же проходить курсы удаленно, то необходима полная интерактивность и включенность незрячего студента в процесс.

«Важно, чтобы незрячий не только слушал преподавателя, но и мог полноценно участвовать в вебинарах. На этом этапе часто появляется множество трудностей. То недоступны чаты, комментирование, технические аспекты (включить, выключить звук), то не удается загрузить домашнее задание или нажать кнопку поднятия руки», — отметила Маргарита.

Во время онлайн-курсов часто используются презентации, картинки и схемы. Здесь незрячего студента может поджидать второе разочарование. По словам филолога и переводчика Екатерины Крыловой, презентация должна дублироваться альтернативными источниками информации.

«К сожалению, многие преподаватели лучших университетов не учитывают или не знают потребности незрячих студентов. Мы часто слышим: посмотрите сюда, на этом слайде вы видите, сфотографируйте эту информацию. Что же говорить об онлайне. Здесь подобных проблем еще больше. Поэтому для доступности дистанционного образования для незрячего студента одинаково важны как интерактивность и техническая доступность платформы, так и возможность получения полной информации альтернативными способами. Например, очень удобно, когда видео дублируется текстовыми транскрипциями, а презентации после лекций лежат в открытом доступе, чтобы незрячий студент мог попробовать разобраться с ними», — считает она.

Екатерина Крылова отмечает, что незрячему студенту очень важно для более полного восприятия материала иметь под рукой описания слайдов. Но даже при полной доступности, по ее мнению, онлайн-образование будет сильно уступать традиционному.

«Онлайн-образование — это скучно. Живое общение, к сожалению, ничем не заменишь. Поэтому на данном этапе я прибегаю к нему ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство и расширить кругозор в каком-то вопросе. На долгосрочных курсах я предпочту присутствовать очно», — сказала она.

Профессиональная деятельность Юлии Шумовой, доцента и незрячего преподавателя с многолетней практикой, тесно связана с дистанционными технологиями в образовании:

«В условиях пандемии мы с коллегами оказались в полной готовности и компетентности работы в таком режиме. Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ принимает лиц с ОВЗ со всей страны. Однако для лиц с нарушением зрения дистанционный формат образования является одним из самых неудобных на сегодняшний день, прежде всего по причине несовместимости флеш-технологии и программ экранного доступа. Поэтому мы разработали курсы цифровой грамотности для людей с нарушением зрения. С одной стороны мы готовимся обучать людей с нарушением зрения на 100% пользоваться ресурсами программ экранного доступа, с другой стороны адаптируем портал электронного ЮУрГУ под потребности пользователя с нарушением зрения», — рассказала Юлия Шумова.

Какие платформы выбрать

Несмотря на критику, эксперты согласились с тем, что будущее все-таки за дистанционным образованием. Хотя проблемы с доступностью действительно есть, у онлайн-образования есть и ряд неоспоримых плюсов. Это разнонаправленность и большой выбор программ, доступ к урокам из любой точки мира, отсутствие необходимости куда-либо ездить и возможность просматривать уроки столько раз, сколько потребуется.

«Я смотрю вебинары примерно раз в неделю, а курсы прохожу несколько раз в год. Например, последние курсы, пройденные мной, — это по психолингвистике и по аутизму. Последний курс сильно расширил мои знания в этой сфере. Я даже скачала учебник педагога курса и продолжила более углубленно изучать его», — рассказала Маргарита Мельникова.

Оба курса были организованы Санкт-Петербургским государственным университетом. Они доступны бесплатно в мобильном приложении Coursera для Android и iOS.

«Под iOS, на мой взгляд, это приложение одно из самых доступных. Во-первых, здесь большой выбор. Во-вторых, для незрячего доступны большинство элементов: просмотр видео, текстовые описания, тестирования, выполнение домашних заданий, список литературы. Также можно почитать текстовые лекции на сайте intuit.ru. Из специализированных долгосрочных курсов для незрячих выделить нечего. Я их не встречала. Но есть хорошие вебинары на разные темы от ‘’Камерата‘’, РООИ ‘’Перспектива‘’ и Everland», — сказала Маргарита Мельникова. Она добавила, что в ближайшее время планирует пройти курс «Никогда не пиши ‘’ни когда’’» от портала Gramota.ru.

Екатерина Крылова советует обратить внимание на портал «Открытое образование». Она прошла на нем три курса и осталась довольна уровнем доступности платформы.

«Вопросы по доступности, пожалуй, есть всегда. Но обучаться на openedu.ru мне понравилось. Здесь я прошла курсы ‘’Публичная дипломатия‘’, ‘’Язык, культура и межкультурная коммуникация‘’, ‘’Английский язык и подготовка к кандидатскому экзамену‘’», — рассказала Екатерина Крылова.

По ее словам, сейчас при подготовке к экзаменам по английскому языку многие смотрят онлайн-уроки. В этом случае незрячим студентам она советует обратить внимание на «IELTS Россия».

«А для изучения немецкого языка и сдачи экзаменов я бы рекомендовала портал Гёте-Института. Кроме того, что результаты экзаменов, подтвержденные сертификатами Гёте-Института, признаются во всем мире, на их сайте есть специальный раздел для незрячих пользователей. С помощью озвученной программы незрячие могут прямо на сайте пройти все части пробного экзамена. Это очень удобно», — сказала Екатерина Крылова.

Юлия Шумова советует незрячим студентам пользоваться электронной библиотечной системой «Лань»: «Это доступный ресурс для невизуального чтения. Кроме того, он имеет волшебную кнопку ‘’Поместить библиографическую ссылку в буфер обмена‘’. Это очень удобно для составления перечня использованной литературы в научных статьях».

Нужно ли платить?

Тифлокомментарий: цветная фотография. На столе стоят включенный ноутбук и керамическая чашка. На экране ноутбука групповой видеочат с большим количеством участников.

Среди доступных сайтов для незрячих студентов стоит выделить и GetCourse. Это популярная платформа для проведения онлайн-уроков. На ней можно найти курсы тренеров личностного роста, например школу лидеров Радислава Гандапаса, психологов, инфобизнесменов и известных шоуменов. Хотя большинство курсов платные, есть и бесплатные вебинары.

Например, Павел Воля рассказывает на своем курсе о том, как не стоит шутить, и о роли юмора в жизни каждого. Техническая часть платформы полностью доступна для невизуального использования. Взаимодействие с видео, текстами, домашними заданиями, тестами, комментариями пользователей и технической поддержкой не вызовет у незрячего студента негативных чувств. Автором этой статьи на платформе было пройдено несколько курсов, в том числе платный трехмесячный курс по инвестированию в долгосрочные бумаги. Но вот готовы ли платить студенты за обучение?

«Не скажу за всех, скажу за себя. Я готова платить, если мне это реально нужно. Инвалидность здесь, наверное, не при чем. Все зависит от мотивации человека. Если он целый день сидит в социальных сетях, болтает по WhatsApp, слушает музычку и ему не очень интересно повышать свои компетенции, то ему ничего не нужно. Не платные, не бесплатные. Лично я уже прошла несколько недешевых курсов по техническому и художественному переводу. Потраченных денег ничуть не жалко. Результатом я довольна. В ближайшем будущем планирую пройти еще по пунктуации в английской речи», — сказала Маргарита Мельникова.

По мнению Юлии Шумовой, если незрячий человек хочет получить высшее образование, то ему однозначно стоит выбрать очную или заочную форму обучения. Дистанционная пока не подходит. Если речь идет о повышении квалификации, то нужно очень тщательно выбрать организацию, в которой он будет проходить курсы.

«Онлайн-курс или тренинг сейчас предлагают пройти все кому не лень. Любая некоммерческая организация может состряпать образовательный продукт, не имея лицензии на образовательную деятельность, и брать за него деньги. Качество таких курсов, как правило, вызывает сомнение. Нужно понимать, какой на выходе вы получите документ. Организация какой правовой формы этот документ вам выдаст, будут ли готовы принять вас на работу с этим документом», — считает Юлия Шумова.

Предприниматель и блогер Максим Спиридонов считает, что навыки, полученные на онлайн-курсах, могут помочь незрячему человеку зарабатывать в интернете. И документ, полученный после прохождения курса, не так важен, как знания и компетенции, приобретенные в процессе обучения.

«Интернет дает каждому массу возможностей для реализации. Для незрячего в том числе. Можно писать тексты, заниматься переводами, расшифровками, вести блоги или руководить целыми проектами. Например, я разрабатываю программный код для приложений и сайтов. Но я постоянно нахожусь в поиске новых идей для заработка и год назад нашел для себя ‘’Яндекс Дзен‘’. В течение года я его тестировал и понял, что для незрячего блогера — это интересное решение и перспективное направление для заработка. Так, имея конкретную цель, я решил инвестировать в себя и свои знания. Так я записался на платный курс», — рассказал Максим.

По его словам, вложенные средства уже начинают окупаться. Благодаря курсу он пересмотрел стратегию ведения блога, более точно определился с целевой аудиторией и каналами продвижения. Наставники помогли устранить различные ошибки, которые были совершены в самом начале.

«Придя на курс год назад и воспользовавшись знаниями наставников, я бы совершил гораздо меньше ошибок как начинающий блогер. Но здесь главное, что я все-таки решился пройти профессиональное обучение, и о вложенных деньгах ничуть не жалею. Наоборот, блог потихоньку начинает приносить мне дополнительный доход. Поэтому сейчас главное — не останавливаться», — подытожил Максим.