Парфюмерная волна: как работает лаборатория, где авторские духи создают незрячие люди

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупным планом парфюмерный флакон из прозрачного стекла в изящных руках девушки. У нее аккуратный маникюр бежевого цвета, она нажимает на распылитель. На фоне белая ткань.

Колумнист портала «Особый взгляд» Лариса Овцынова рассказывает о Pure Sense — лаборатории, в которой ароматы-состояния создают незрячие люди.

Для некоторых людей духи — приятное дополнение образа, однако ароматы могут многое. Герой романа Патрика Зюскинда «Парфюмер» верил, что с помощью запахов можно управлять эмоциями людей, а значит — и их действиями. Да, это всего лишь художественное произведение, но идеи, в нем звучащие, основаны на конкретных физиологических процессах. Вспомним, как даже совсем легкий аромат погружает нас в атмосферу прошедших лет. Над этим феноменом и задумалась создатель лаборатории ароматов-состояний Pure Sense Екатерина Зинченко. Она рассказала «Особому взгляду» о том, как развивалась идея проекта и как незрячие люди приобщились к таинству создания авторских ароматов.

Аромат как эмоция

Екатерина Зинченко получила образование и работала в сфере управления отелями и ресторанами, занималась организацией международных форумов, арт-менеджментом — стажировалась в Италии, где сотрудничала с молодыми художниками. Кроме того, она десять лет занимается йогой и получила право преподавания этой практики. Внутри нее — сила, которая толкает ее к новому и неизведанному.

«Я по натуре экспериментатор. Родилась я в красивом женском теле. Мы живем в визуальном мире, и тебе многое дается просто потому, что ты внешне привлекательна. Мне хотелось понять, а что было бы, если мне было суждено родиться в другом теле, как устроен этот другой мир. Эти вопросы, когда я была в Питере, и привели меня в ’’Мир на ощупь’’. Как только исключается визуальная составляющая в восприятии окружающего, ее место занимают слуховые, обонятельные и кинестетические ощущения, они обостряются и усиливаются», — рассказала Екатерина.

По словам Екатерины, она с детства была «парфюмерным маньяком». Кроме того, у нее была потребность помогать людям и заниматься благотворительностью. «Не просто накормить, а дать удочку и научить ею пользоваться, помочь реализоваться, раскрыть потенциал», — добавила она.

Именно так и возник проект Pure Sense — лаборатория и торговый бренд. К созданию ароматов Екатерина решила подключить незрячих людей. Подобных проектов, по ее словам, на тот момент не было: «Даже странно, что никому в голову не пришла мысль обратить внимание на обоняние незрячих людей. Это ведь так естественно и лежит на поверхности».

К работе над проектом Екатерина подошла серьезно: она прошла годичное обучение в парфюмерном институте Граса. В этом французском городе сосредоточено множество парфюмерных компаний.

Тифлокомментарий: цветная фотография. На светло-сером фоне стоит парфюмерный флакон из прозрачного стекла. У него вытянутая обтекаемая форма, распылитель и белый колпачок. Внизу на флаконе серыми латинскими буквами указано название: «Спокойствие».

Однако Екатерину интересовали не просто духи, а ароматы-состояния, с помощью которых можно управлять своими эмоциями.

«Духи в основном используются с социальными целями — произвести впечатление на окружающих. Мне же хотелось направить возможности ароматов на внутренний мир человека. Эмоциональная реакция на запах всегда есть, даже если человек ее не осознает. Это связано с нейрофизиологией. Обоняние относится к лимбической системе мозга, которая отвечает за эмоции, настроение и чувства. Значит, с помощью ароматов можно управлять своими эмоциями, настроениями и состояниями. Мы решили поиграть с этим», — рассказала Екатерина.

Добро пожаловать в команду

Когда концепция лаборатории была готова, наступило время для создания команды. Екатерина разместила в социальных сетях объявление о наборе в проект незрячих сотрудников. Откликнулось 60 человек.

«Провела собеседование. В команду подбирала тех, кто хотел работать в принципе и кому нравилось работать с ароматами. Еще интуиция подсказывала. Мы все, кто сейчас работает, живем на одной волне, энергетически совпадаем, поддерживаем друг друга, но никто никогда не жалуется. Важна открытость и доверие. Некоторые люди, откликнувшись на объявление, сомневались — а вдруг это обман, вдруг есть какие-то скрытые цели», — сказала Екатерина.

Сейчас в команде Pure Sense работают десять человек, в том числе трое незрячих — Александр Яшин, Анастасия Вислобокова и Мария Ушакова.

Александру, например, 27 лет. По образованию он филолог, преподает русскую литературу для иностранцев и польский язык для русских. Он также руководит фольклорным ансамблем, воссоздает песни Калужской и Брянской областей, регулярно участвует в фольклорных экспедициях.

«С парфюмом у меня всегда были близкие отношения. В магазине иногда чувствую, что есть нота смородинового листа в духах. Девушка утверждает, что нет его. Потом читаем описание, и обнаруживается он самый — смородиновый. У меня достаточно высокая чувствительность изначально. Все наши такие же. Катя — наш создатель, руководитель и вдохновитель, иногда бывала в шоке от того, как мы можем разложить запах на составляющие. А ведь есть еще способность к синестезии, когда конкретная нота в парфюмерной композиции ассоциируется с цветом или звуком. Однако парфюмерное обоняние можно развить и воспитать, как и музыкальный слух», — рассказал он.

Процесс создания аромата Александр называет таинством: «Создание аромата — это как рождение мелодии. Не зря парфюмеры употребляют много музыкальных выражений — слушать аромат, ноты и аккорды аромата, парфюмерная композиция. Но сначала мы изучаем различные компоненты: натуральные они или синтетические, как работают, с чем сочетаются и не сочетаются, в каких парфюмах их можно встретить. Мы слушаем их, высказываем свои впечатления, даже записываем их. Катя предложила работать над созданием ароматов-ощущений или состояний. Первый вопрос, который каждый должен был себе задать, — чего мне не хватает в жизни. Я веду энергичный образ жизни, но мне часто не хватает тишины, уюта, ощущения спокойствия. Следующий этап — какое оно, мое спокойствие, с чем ассоциируется? Я представил осенний парк, запахи увядающей природы, ласковое тепло, может быть негромкая музыка вдали. Я сижу на скамейке, никуда не спешу, возможно, пью кофе. Все это я записываю и предполагаю, с помощью каких компонентов можно достигнуть нужного мне эффекта. Технолог на основе знаний высказывает свое мнение. Потом начинается сборка. Собираем по нотам, ищем, чего нужно убавить или прибавить. Затем наступает период фокус-группы, то есть тестирования. Это может быть кто угодно: наши родные, друзья, другие клиенты. Аромат должен быть округлым, ничего не может явно выбиваться и торчать. Надо суметь его огранить как драгоценный камень. После всего оставляем аромат в покое, просто носим на себе несколько дней. Затем уже описанный выше процесс может повториться. Только потом отправляем новорожденного в другую лабораторию за границу. Они присылают дополнительные варианты, компоненты, делают расчет стоимости. Тогда-то дело за разработкой флакона и упаковки, за работой отдела продаж».

Спокойствие, вдохновение и свобода

Сейчас проекту и лаборатории Екатерины Зинченко уже около трех лет. Продажи созданных ароматов начались 10 месяцев назад, но бренд уже завоевал свое место в парфюмерном мире. «Мы сотрудничаем с магазинами, салонами красоты. У нас уже есть 40 точек продаж. География обширная — это и Санкт-Петербург, и Новосибирск. Выходим мы и на международный уровень — Америка, Англия», — рассказала Екатерина.

В лаборатории Pure Sense создано три аромата: Serenity («Спокойствие») от Александра Яшина, Freedom («Свобода») от Марии Ушаковой, Inspiration («Вдохновение») от Анастасии Вислобоковой.

Тифлокомментарий: черно-белая фотография. Пять членов команды Pure Sense сидят в обнимку на полу, широко улыбаются. Среди них три стройные брюнетки: Екатерина Зинченко, Мария Ушакова и Анастасия Вислобокова. И темноволосый крепкий молодой мужчина с короткой бородой — Александр Яшин. На них белые футболки и джинсы.

Екатерина Зинченко с командой ведет и просветительскую деятельность: записывает подкасты, проводит мастер-классы. Весной этого года она организовала курсы, состоящие из трех теоретических и трех практических занятий. Слушатели узнали много интересного о мире парфюмерии, развили свое парфюмерное обоняние и смогли создать собственный аромат.

Читайте также:

Музей «Гараж» выпустил подкаст о парфюмерии и ее влиянии на человека

Незрячие парфюмеры открыли лабораторию ароматов в Москве