Разработчик «Додо Пиццы» написал книгу об адаптации приложений для незрячих пользователей

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветной коллаж. На светлом фоне стоит молодой голубоглазый брюнет в синей рубашке. Это Михаил Рубанов. У него открытое лицо, прямой уверенный взгляд, легкая улыбка на губах. Слева от Михаила — книга с надписью на обложке «Про доступность IOS», справа, в оранжевом круге, изображение птицы додо с большим клювом.

Люди с нарушением зрения активно работают с приложениями на смартфонах, однако далеко не все из них доступны для невизуального использования. Чтобы повлиять на ситуацию, в 2020 году в России полностью обновили ГОСТ по доступности цифрового контента. В нем изложили рекомендации, которые помогут разработчикам сайтов и приложений адаптировать продукты для людей с инвалидностью. А в мае этого года была опубликована книга «Про доступность iOS», в которой рассказывается об опыте адаптации приложений. Ее автор — разработчик и Head of Mobile Dodo Михаил Рубанов.

Корреспондент портала «Особый взгляд» Владимир Васкевич пообщался с ним и узнал о том, как создавалась книга, а также о том, почему компаниям выгодно адаптировать приложения для всех пользователей.

От недоступного к доступному

Тифлокомментарий: цветная фотография. Фрагмент одного из выпусков канала о новых технологиях. На фоне белой кирпичной стены сидят обозреватель канала Валентин Петухов и консультант Анатолий Попко. Перед ними на столе стоят открытые ноутбуки. Анатолий одет в синюю рубашку, на его глазах крупные темные очки. Валентин, плотного телосложения голубоглазый мужчина с окладистой бородой и усами, что-то рассказывает подписчикам канала.

История Михаила началась с видео на YouTube. Он посмотрел ролик блогера Wylsacom, в котором консультант Анатолий Попко рассказывал о том, как незрячий человек пользуется iPhone, MacBook и Apple Watch. Из выпуска Михаил Рубанов узнал, что незрячие люди активно используют различные приложения: заказывают еду, переводят средства, слушают музыку. Открытием стало и то, что любое из них можно сделать доступным для пользователей с нарушением зрения.

«Я очень заинтересовался этой темой и начал разбираться. Поначалу было непонятно абсолютно все: как незрячие люди пользуются смартфоном, как ведет себя Voice Over, как строить программные сценарии», — рассказал Михаил Рубанов.

Разработчик был уверен, что для организации доступности приложений уже есть готовые сценарии и решения, которые описаны в книгах или на тематических сайтах. Однако оказалось, что в российском сегменте интернета подобного материала нет, а за рубежом он крайне поверхностный.

«Из зарубежной практики больших IT-компаний, таких как Facebook, Apple и Google, видно, что вопросам доступности приложений уделяется гораздо большее внимание, чем это сейчас делается IT-гигантами в России. Но даже в США я не нашел подробного мануала, как решать те ил иные проблемы с доступностью приложений. Поэтому мне пришлось с нуля пробовать свои силы и методом проб и ошибок находить оптимальные решения. Благо было поле для деятельности — это мобильное приложение ’’Додо Пиццы’’ и поддержка и одобрение со стороны самой компании», — рассказал разработчик.

Для более глубокого понимания пользовательских сценариев со стороны незрячего человека Михаил Рубанов обратился к незрячим программистам Армену Хатаяну и Павлу Попко. Они помогли ответить на часть вопросов. С Арменом Михаил написал даже несколько совместных статей по доступности мобильных приложений для незрячих людей на операционной системе iOS.

Однако этого оказалось мало: «Следующим этапом моей работы стало выступление на курсе по цифровой доступности, который организовывала эксперт по инклюзивному дизайну Валерия Курмак. К этому времени я уже много работал и тестировал свои идеи на приложении ’’Додо Пиццы’’. Поэтому к выступлению я подготовил огромную презентацию — практически с 500 слайдами, где на примерах из приложения ’’Додо Пиццы’’ я разбирал различные задачи и пути решения проблем».

Материала, которым Михаилу Рубанову хотелось поделиться, было много, поэтому после курса он задумался над тем, как подать информацию в удобном для всех формате. Так пришла идея написать книгу.

О чем говорится в книге

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На светлом фоне — книга «Про доступность iOS». Название книги набрано на светлой обложке крупными фиолетовыми буквами. Под ними — темные очки в яркой желтой оправе, поверх стекол — схематическое изображение закрытых глаз.

По словам автора, если есть хороший пример решения того или иного программного вопроса, то он всегда описывает его в статье. За время работы с приложением «Додо Пиццы» у него накопилось много материала, поэтому написать книгу про доступность на iOS не составило труда.

«Многие разработчики и программисты слышали про VoiceOver, но они не знают, как это работает и что с ним делать. В книге я постарался рассказать, как люди с разной инвалидностью пользуются приложениями, в чем их потребности, как все это проектировать и адаптировать. Книга представлена в электронном виде и содержит 200 страниц, но текста в ней не так много. В основном это картинки с конкретными примерами и разборами, что позволит читателю сразу начать превращать полученный опыт в конкретный результат», — сказал Михаил Рубанов.

По его словам, из книги читатели узнают, как выстроить правильную навигацию в приложении, почему важно подписывать все кнопки, зачем необходимо упрощать интерфейс, как тестировать приложение и так далее. Отдельные главы будут посвящены управлению голосом через Voice Control, работе с адаптацией текста с помощью Dynamic type, а также Switch Control.

У книги есть несколько особенностей. Во-первых, она будет выходить частями — раз в неделю. По задумке автора это позволит читателям без спешки разобраться с материалом и опробовать полученную информацию на своих приложениях, а также выполнить задания, которые приводятся в конце каждой главы. Во-вторых, книга получилась наглядной, потому что каждый следующий шаг сопровождается изображением с примером из опыта адаптации приложения «Додо Пиццы».

«Книга построена так, чтобы, закончив ее, вы получили свое готовое адаптированное решение. Если возникнут сложности, я готов активно помогать в адаптации приложений читателей моей книги. Каждый желающий может прислать мне скриншот и описание сложного контрола, я публично разберу, как его адаптировать. Таким образом мы соберем библиотеку распространенных и сложных решений по доступности на iOS», — сказал Михаил Рубанов.

Задать вопрос автору и узнать о выходе новых глав книги можно на канале Dodo Mobile или в соцсетях Михаила Рубанова.

Зачем компаниям адаптировать приложения

Тифлокомментарий: цветной коллаж. На светлом фоне в ряд расположены скриншоты двух страниц книги «Про доступность iOS». Текст набран шрифтом черного цвета, примеры выделены красным. На левой странице — глава «Навигация», в которой содержится инструкция по управлению голосовым приложением. Справа — глава «Кнопки без текста» и изображение пиццы.

По мнению автора книги, создание доступного приложения для людей с различными потребностями со временем должно стать обыденной задачей для социально ориентированного бизнеса. Каждая компания бьется за новых клиентов, а доступность приложения может стать для человека определяющим моментом при выборе.

«В приложении ’’Додо Пиццы’’ мы ведем статистику, как часто наши клиенты прибегают к специальным возможностям. Например, функцией адаптации шрифтов и увеличением размера текста воспользовались за последнее время 23% наших покупателей. По их заказам мы видим, что конверсия таких клиентов в среднем на 5% выше, чем у остальных покупателей. При заказе пиццы также пользуются возможностями Voice Over, пусть и с меньшей регулярностью, но мы точно знаем, что эти клиенты получили желаемое в комфортном для них интерфейсе», — рассказал Михаил Рубанов.

В процессе работы выяснилось и другое: создавая доступный дизайн для незрячих людей, можно улучшить дизайн для всех типов пользователей.

«Первое, что мы поняли, что важно ментально понять ожидания пользователя. Попытаюсь объяснить на простом примере. Многие разработчики не задумываются, куда поставить кнопку ’’Закрыть’’. Ее могут воткнуть слева, справа, в конце или в начале экрана. Люди ожидают эту кнопку там, где обычно находится кнопка ’’Назад’’. Это может быть не совсем эргономично, но ожидаемо. Мы также долго думали, как адаптировать сложные экраны платежей и отслеживания доставки, когда пицца уже заказана. Поразмыслив, решили, что нужно убрать лишнюю графику и упростить интерфейс. Сначала сделали это по причине создания доступности для незрячих, а потом поняли, что и для визуального использования приложения стало гораздо удобнее», — поделился разработчик.

По словам Михаила, адаптация любого приложения — это дело не очень трудозатратное, кроме того, оно не несет дополнительных финансовых нагрузок для компании. Поставив себе цель, можно увеличить доступность приложения в течение одного рабочего дня, например, в рамках хакатона в компании. Если же требуется создать максимально доступное приложение, то это уже займет больше времени — от двух недель до года. Но благодаря книге программистам не придется собирать информацию по крупицам.

«В дальнейшем мы планируем расширять свой опыт, ведь еще есть Android. Есть вопросы по организации доступности сайтов. Работы еще предстоит очень много. Первоначальная задача — перевести книгу на английский язык, чтобы российскими кейсами могли пользоваться по всему миру. Ведь в нашей стране многие продукты умеют и могут создавать на очень высоком уровне, создавать классные дизайны. Вот теперь и в области доступности мы тоже качественно сдвинулись», — сказал Михаил Рубанов.

Ознакомиться с книгой можно по ссылке.