«Альфа-Банк». Год назад — первое место в рейтинге доступности Usability Lab, теперь — недоступный раздел платежей

Прослушать публикацию
Тифлокомментарий: цветная фотография. В руках мужчины серебристый смартфон. Он держит его обеими руками, большим пальцем правой руки касается экрана. На нем голубая рубашка с длинным рукавом.

Руководитель отдела accessibility-тестирования Everland Артем Плаксин рассказывает о своем опыте использования приложений «Альфа-Банка». В 2019 году банк занял первое место в рейтинге доступности Usability Lab. Однако после серии обновлений раздел платежей стал недоступен для людей с нарушением зрения.

Колонка Артема Плаксина опубликована в его блоге на сайте VC.ru. «Особый взгляд» перепечатывает ее с разрешения автора и редакции.

Полтора года назад в дискуссионном листе для незрячих людей появилась новость, что «Альфа-Банк» занял первое место по доступности для людей с инвалидностью. Я уже давно планировал уходить из «Сбербанка» по многим причинам, и этот пресс-релиз послужил стартом для меня.

Я не смог пройти мимо темы accessibility, как-никак профессиональная сфера, поэтому спустя несколько дней заказал дебетовую карту «Яндекс. Плюс», в качестве эмитента выбрав «Альфа-Банк».

Спойлер: сейчас я остался без возможности управлять своими средствами, так как в веб-версии переводы на карту другого банка с комиссией, а переводы по СБП (система быстрых платежей, — прим. ред.) вообще отсутствуют.

Введение

Доступность (accessibility) — это термин, подразумевающий свободный доступ для людей с различными ограничениями здоровья к тому или иному программному продукту. Фактически это usability, но для всех, в том числе и для тотально незрячих пользователей. О доступности для последних мы сегодня и поговорим.

Доступность, как и usability, недостаточно создать один раз. Если с введением нового функционала или обновлением старого изменяется интерфейс, то, как правило, изменяется и визуальный дизайн. Соответственно, это утверждение верно и для невизуального дизайна, которые тесно связаны.

Ни один разработчик, создавая новый код в старом функционале, не сделает белую кнопку на белом фоне, зато не задать ей текстовую метку вполне способен, так как она не видна, и UX-специалисты об этой проблеме не скажут. Но эта текстовая надпись относится к невизуальному дизайну, и даже если она там была раньше, то в новой версии программы ее может уже не быть.

Рейтинг доступности Usability Lab

Осенью 2019 года Usability Lab проводила исследование банковской сферы на доступность для людей с инвалидностью. По совокупности факторов доступности для людей с различными ограничениями «Альфа-Банк» и «Сбербанк» заняли первое место в этом рейтинге.

На момент публикации рейтинга у «Альфа-Банка» действительно было сравнительно неплохое мобильное приложение под Android и практически без изъянов — на iOS. В первом были не подписаны некоторые кнопки, в основном в разделе с платежами, а сообщения об успехе или неудаче при совершении перевода были без текстовых меток и отображались только на картинках.

Эти проблемы были выявлены, но по совокупности с баллами за доступность для людей с ослабленным зрением вывели «Альфа-Банк» на первое место.

Исследование Everland и «Особого взгляда»

Весной 2020 года мы решили провести свое глобальное исследование онлайн-сферы на доступность для людей с инвалидностью. Одним из 15 направлений стали банковские приложения и веб-сайты.

За прошедшие полгода произошло несколько изменений: часть кнопок стала подписана, часть потеряла текстовые метки. Но одно осталось неизменным. Разделы платежей оказались доступны практически все так же плохо. В нашем исследовании этот сценарий получил 2 и 3 балла из 5 в Android- и iOS-приложениях соответственно.

Однако другие разделы банка весной действительно были доступны неплохо, они получили от 4 до 5 баллов, из-за чего среднее арифметическое сценариев по каждому приложению (4 и 4,29) вывело «Альфа-Банк» в нашем исследовании на второе место по доступности после «Сбербанка».

Я призываю коллег, проводящих подобные исследования, публиковать детализацию по сценариям, как это делали мы. Средний балл зачастую бывает необъективным, так как не учитывает важность того или иного сценария.

В марте 2020 года на митапе «Инклюзивный дизайн» в офисе Mail.ru представители «Альфа-Банка» выступили с замечательной речью про контролы в доступности и особенность их применения в iOS, рассказали, что в банке существует специальный отдел из тестировщиков с инвалидностью и разработчиков, работающих над accessibility, дав повод гордиться целеустремленностью и неравнодушием компании, но, как показала практика, все было зря.

Год после исследования

Сейчас апрель 2021 года. С момента исследования банковской сферы прошло 12 месяцев, на протяжении которых в «Альфа-Банке» происходили разные изменения: множество обновлений, перемещений пунктов меню из раздела в раздел, несколько раз перерабатывали интерфейс переводов.

В какой-то продолжительный момент на экране перевода средств клиенту банка по номеру телефона в iOS-приложении для скринридера VoiceOver была недоступна кнопка для подтверждения перевода. Тот самый невизуальный дизайн, о котором речь шла в начале поста. Визуально кнопка есть, подсвечена контрастным цветом, но программа экранного доступа, которой пользуются тотально незрячие люди, не может сфокусироваться на этом элементе. Кнопки просто нет на экране.

На текущий момент в iOS-приложении переводы по номеру телефона и по номеру карты получили унифицированный вид, из-за чего интерфейсы приобрели одинаковые ошибки в доступности.

Ошибки из-за тех самых контролов, о которых правильно говорили представители «Альфа-Банка» на конференции, только здесь возникла обратная ситуация.

Стандартная проблема в приложениях под iOS — это выделение из одной строки нескольких контролов для создания визуальной таблицы. Например, строка «Cashback 100 рублей» должна быть единым контролом, а не разбиваться на «Cashback» и «100 рублей», так как свайпы, осуществляемые при включенном VoiceOver, перемещают именно по контролам.

Не могу предполагать, по какой причине, но «Альфа-Банк» в iOS перевыполнил задачу и объединил в один контрол сразу оба селектора отправителя и получателя, из-за чего они стали одним контролом. Соответственно, пользователь программы экранного доступа — то есть незрячий клиент банка — не может выбрать ни счет списания, ни счет поступления.

Банковские операции заблокированы для любого клиента с инвалидностью по зрению первой группы.

Вывод

О чем эта статья? Нет, не о том, какой плохой или хороший «Альфа-Банк». Ни в коем случае.

Эта статья о том, что доступность — это дизайн. Когда вводятся обновления, нужно чинить не только визуальный, но и невизуальный дизайн. Для создания доступности недостаточно сделать ее один раз. Даже обучить разработчиков недостаточно, так как команды уходят, команды приходят.

Accessibility — это полноценный этап разработки, который, как минимум, должен быть на уровне бета-тестирования, а в идеале заложен на этапе создания DOM.

Представитель «Альфа-Банка» на платформе VC.ru подчеркнул, что в банке много работали над новой версией приложения, однако, видимо, «поспешили, поэтому не учли всех требований к доступности». В банке добавили, что в апреле запустят тестирование уже работающего приложения и проверят корректность его работы с VoiceOver, а также посмотрят на навигационные проблемы раздела «Платежи по СБП», после чего сформируют бэклог и будут работать над исправлением.

Читайте на портале «Особый взгляд» статью Артема Плаксина о том, кто может заниматься адаптацией сайта и как найти специалиста по доступности.